Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июля 2005 г. N А56-43407/2004
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2005.
Полный текст постановления изготовлен 08.07.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А.,
при участии от Войсковой части 51046 Мягкова С.Г. (доверенность от 05.06.2005 N 12-ю), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Коряго Е.В. (доверенность от 13.01.2005 N 03-06/183),
рассмотрев 06.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2005 по делу N А56-43407/2004 (судья Лопато И.Б.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Войсковой части 51046 налоговой санкции в сумме 39 602 руб. в соответствии с решением от 20.04.2004 N 11-20/4110 на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 11.02.2005 в удовлетворении заявления инспекции отказано. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда полностью как принятое с нарушением норм материального права и вынести по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то, что войсковая часть, являясь бюджетной организацией, неправомерно предъявила к вычету НДС, уплаченный по услугам, финансируемым за счет бюджетных средств.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель войсковой части просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установил следующее.
Инспекция провела камеральную проверку представленной воинской частью декларации по НДС за 4-й квартал 2003 года. По итогам проверки указанной декларации инспекция вынесла решение от 20.04.2004 N 11-20/4110 о привлечении ответчика к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде 39 602 руб. штрафа за неуплату НДС за 4-й квартал 2003 года. Основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности послужил вывод инспекции о том, что ответчик излишне предъявил к возмещению НДС в сумме 248 900 руб. как уплаченных поставщикам за счет бюджетных средств, в силу чего полученные войсковой частью услуги не являются объектом обложения НДС.
На основании данного решения инспекция направила ответчику требования от 20.04.2004 N 362 и 363 об уплате доначисленного налога в сумме 248 900 руб., начисленных пеней - 11 449 руб. 40 коп. и штрафа - 39 602 руб.
Поскольку в установленный в требованиях срок ответчик не перечислил указанные суммы в бюджет, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления инспекции, суд указал на несоответствие обжалуемого решения инспекции нормам законодательства о налогах и сборах, а также на недоказанность штрафа по размеру.
Кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу статьи 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации. Следовательно, войсковая часть как юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, также является налогоплательщиком.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 171 НК предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, законодательство о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на вычет НДС с фактами уплаты его поставщикам товаров (работ, услуг), принятия их на учет и представления соответствующих документов.
Факт оплаты ответчиком стоимости оказанных услуг, в том числе спорных сумм НДС, предъявленных поставщиками на основании счетов-фактур, подтвержден материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника оплаты или финансирования.
Следовательно, суммы НДС по товарам (работам, услугам), оплаченные организацией за счет поступивших из бюджета денежных средств, подлежат вычету в общеустановленном порядке в соответствии со статьями 171-173 НК РФ.
Довод инспекции о том, что услуги, оказанные ответчику, не являются объектом обложения НДС ввиду их оплаты за счет средств бюджета и потому суммы НДС, уплаченные войсковой частью поставщикам на основании выставленных счетов-фактур, являются излишне предъявленными к вычету, не принимается кассационной инстанцией как не обоснованный ни одной нормой законодательства о налогах и сборах.
Неправомерной является и ссылка инспекции на нарушение ответчиком пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 НК РФ. Указанные нормы предусматривают обязанность налогоплательщика вести раздельный учет операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, и предъявлять вычет по операциям, являющимся объектами налогообложения.
Суд установил, что ответчик не осуществлял ни одной из перечисленных в пунктах 1-3 статьи 149 НК РФ операций, которые не подлежали обложением НДС. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, налоговый орган не представил и на них не ссылается. Такие доказательства отсутствуют и в материалах дела.
Таким образом, кассационная жалоба инспекции как не основанная на нормах законодательства о налогах и сборах и фактических обстоятельствах дела не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2005 по делу N А56-43407/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2005 г. N А56-43407/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника