Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июля 2005 г. N А56-44460/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А., Старченковой В.В., при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Степутенко С.М. (доверенность от 02.06.05 N 15-06/05355), от Центрального Банка Российской Федерации Рябова Ю.И. (доверенность от 31.05.05 N ЛС-13), рассмотрев 28-30.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.05 по делу N А56-44460/04 (судья Зотеева Л.В.),
установил:
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области (в настоящее время Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк) 10065 руб. штрафных санкций на основании пункта 2 статьи 119 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда 10.03.05 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 10.03.05 и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы, указывая на пункт 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), положения Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке), считает, что Банк не является бюджетным учреждением, а следовательно, не освобожден от уплаты местных налогов и сборов.
В отзыве Банк, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить принятое по делу решение от 10.03.05 без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, а представитель Банка - доводы отзыва.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что в ходе повторной выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты Банком (в части деятельности полевого учреждения "Сертоловское") сбора на нужды образовательных учреждений и целевого сбора на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели за 2002 год Управление установило, что Банк в проверяемый период не уплатил в бюджет 1055 руб. 52 коп. сбора на нужды образовательных учреждений и 43 руб. 20 коп. целевого сбора с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории и другие цели (далее - целевой сбор), а также не представил декларации по названным сборам. Результаты проверки отражены в акте от 22.04.04 N 03-05.
Решением налогового органа от 18.05.04 N 03-38/04617 Банк привлечен к ответственности в виде взыскания 8967 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций (расчетов) по сбору на нужды образовательных учреждений и целевому сбору за налоговые (отчетные) периоды 2002 года, а также взыскал 1098 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату названных сборов.
В требовании от 18.05.04 N 03-38/04618 Управление предложило налогоплательщику перечислить налоговые санкции в бюджет в срок до 28.05.04.
Поскольку Банк не уплатил штрафы в добровольном порядке, налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая Управлению во взыскании с ответчика штрафов, сделал вывод о том, что полевые учреждения Банка соответствуют определению понятия "бюджетное учреждение", данному в статье 161 БК РФ, а следовательно, не являются плательщиками сбора на нужды образовательных учреждений и целевого сбора.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 02.12.90 N 394" следует читать "от 02.12.90 N 394-1"
Правовой статус Банка в спорный период предусматривался Федеральным законом от 02.12.90 N 394 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 394), а затем Законом о Банке. Согласно Закону N 394 (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 06.08.01 N 110-ФЗ) Банк и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах (статья 26).
Федеральным законом от 06.08.01 N 110-ФЗ в статью 26 Закона N 394 внесены изменения, согласно которым абзац третий статьи 26, касающийся освобождения Банка России от уплаты всех видов налогов, исключен. Эти изменения вступили в силу с 01.01.02.
В соответствии со статьей 26 Закона о Банке Центральный банк Российской Федерации и его организации уплачивают налоги в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок исчисления, уплаты и распределения сбора с юридических лиц на нужды образовательных учреждений и сбора за уборку территорий населенных пунктов определяется законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 2 Областного закона от 11.07.02 N 26-ОЗ "О сборе на нужды образовательных учреждений" предусмотрено, что от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений освобождаются бюджетные учреждения.
Аналогичная льгота содержится в статье 9 Положения о целевом сборе с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Сертолово от 21.11.01 N 90.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что Банк в части деятельности полевого учреждения "Сертоловское" является бюджетным учреждением, а следовательно, освобожден от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений и целевого сбора, а также от представления деклараций по этим сборам.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правомерным.
Определение понятия "бюджетное учреждение" приведено в статье 161 БК РФ. Согласно названной норме бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации признаются бюджетными учреждениями.
Из статьи 2 Закона N 394 и Закона о Банке следует, что уставный капитал и иное имущество Банка являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены названными Законами, Банк осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка.
Банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Названными Законами также определено, что Банк является юридическим лицом.
Статьей 83 Закона N 394 и Закона о Банке установлено, что Банк представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка.
В соответствии со статьей 86 названных Законов полевые учреждения Банка осуществляют банковские операции в соответствии с Законом N 394 и Законом о Банке, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка.
Полевые учреждения Банка являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка, утверждаемым совместно Банком и Министерством обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения Банка предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка невозможны.
Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденным приказом Председателя Центрального банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 05.06.98 N ОД-270ДСП/262ДСП (далее - Положение), определено, что полевые учреждения являются воинскими учреждениями (пункт 4). Расходы по созданию, реорганизации, передислокации и ликвидации полевых учреждений Банка осуществляются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и организаций, при которых создаются полевые учреждения Банка (пункт 5).
Обеспечение полевых учреждений Банка охраной и связью, служебными и жилыми помещениями осуществляется командирами (начальниками) воинских частей, учреждений и других органов, при которых эти учреждения созданы. В исключительных случаях охрана полевых учреждений Банка может осуществляться органами вневедомственной охраны за счет средств Банка (пункт 24 Положения).
В данном случае полевое учреждение "Сертоловское" включено в состав войсковой части 20160, расположено на территории военного городка "Сертолово-1", пользуется на праве оперативного управления служебными помещениями, мебелью и хозяйственным инвентарем, приобретенным за счет фондов Министерства обороны Российской Федерации. Оплата услуг связи также производится за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, а вооруженная охрана осуществляется войсковой частью 20160 (лист дела 85).
Таким образом, Банк в части деятельности полевого учреждения "Сертоловское" соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к бюджетным учреждениям, а следовательно, в этой части не является плательщиком сбора на нужды образовательных учреждений и целевого сбора и не обязано представлять декларации по этим сборам.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.05 по делу N А56-44460/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2005 г. N А56-44460/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника