Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июня 2005 г. N А21-7435/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 20.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.02.2005 по делу N А21-7435/04-С1 (судья Мялкина А.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "КаМоск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 городу Калининграду (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду; далее - налоговая инспекция) от 28.07.2004 N 228 в части доначисления 105 127 руб. 10 коп. и 83 612 руб. 10 коп. налога с владельцев транспортных средств за 2001 и 2002 год соответственно, 66 114 руб. налога на имущество за 2001 год, в сумме 29 693 руб. за 2002 год и 21 403 руб. за 2003 год, сбора на нужды образовательных учреждений за 2001 год в размере 8 463 руб., 182 946 руб. 21 коп. пеней и 62 882 руб. 44 коп. штрафа.
До принятия судом решения налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с общества 68 600 руб. 24 коп. налоговых санкций.
Общество на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признало встречное заявление налогового органа в части взыскания предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) штрафа за неуплату налога на имущество в сумме 5 719 руб. 80 коп.
Решением суда первой инстанции от 14.02.2005 требования общества удовлетворены полностью. Суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 28.07.2004 N 228 в части начисления налогов в общей сумме 314 412 руб. 20 коп., пеней в размере 182 946 руб. 21 коп. и привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 62 882 руб. 44 коп. штрафа. По встречному заявлению налогового органа суд взыскал с налогоплательщика в доход бюджета 5 719 руб. 80 коп. штрафа.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих порядок предоставления льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, просит решение суда отменить. Как указывает податель жалобы, общество не представило в налоговый орган аудиторские заключения и расчеты даты окончания периода окупаемости вложенных средств за 2001 - 2003 годы. Представленное налогоплательщиком заключение за 2000 год не относится к проверенному периоду, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности за 2000-2003 годы и 1 полугодие 2004 года не заменяют расчет даты окончания периода окупаемости и заключения независимого аудитора, представленное в материалы дела аудиторское заключение за 2003 год не содержит отметок о его получении налоговым органом и администрацией области. Следовательно, поскольку заявителем не были соблюдены требования законодательства, соответствующие суммы налогов, пеней и штрафов ему начислены налоговым органом правомерно.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, в ходе которой выявлен ряд нарушений, отраженных в акте от 09.07.2004 N 2.16-3668/108, в частности неправомерная неуплата обществом 343 001 руб. 20 коп. налогов, в том числе налога с владельцев транспортных средств за 2001 - 2002 год, налога на имущество предприятий за 2001 - 2003 год, сбора на нужды образовательных учреждений.
Вероятно, в тексте документа допущены опечатки: вместо "от 26.06.1998 N 49", "пунктов 1, 2 статьи 5 Постановления" следует читать "от 25.06.1998 N 49", "пунктов 1, 2 статьи 5 Правил, утвержденных Постановлением"
Налоговая инспекция признала необоснованным использование налогоплательщиком в проверенном периоде льготы по вышеперечисленным налогам предприятию, осуществляющему инвестиционный проект. При использовании данной льготы общество, в нарушение положений пунктов 1, 2 статьи 5 Постановления Калининградской областной Думы от 26.06.1998 N 49 "Об утверждении правил применения льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в Калининградской области" (далее - Постановление N 49), не представило в налоговый орган до 15 апреля года, следующего за отчетным, заключение независимого аудитора и расчет даты окончания периода окупаемости вложенных средств. Данные нарушения, согласно пункту 5 статьи 5 Постановления N 49, являются основанием для полной отмены льгот, предоставленных Законом Калининградской области организации, осуществляющей инвестиционный проект, и взысканию в установленном порядке в областной бюджет неуплаченных вследствие предоставления налоговых льгот сумм. Налоговое соглашение между обществом и органами исполнительной власти заключено не было.
По результатам проверки и с учетом представленных обществом разногласий налоговая инспекция приняла решение от 28.07.2004 N 228, о доначислении 343 001 руб. 20 коп. налогов, в том числе: налога с владельцев транспортных средств за 2001 год - 105 127 руб. 10 коп., за 2002 год - 83 612 руб. 10 коп., налога на имущество предприятий за 2001 год - 78 425 руб., за 2002 год - 40 138 руб., за 2003 год - 27 236 руб., сбора на нужды образовательных учреждений за 2001 год в сумме 8 463 руб., начислении пеней за несвоевременную уплату указанной суммы налогов в размере 191 156 руб. 04 коп. и привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 68 600 руб. 24 коп. штрафа за неполную уплату налогов.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, указал, что общество исполнило требования Постановления N 49, представило необходимые документы для подтверждения пользования льготой.
Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение суда обоснованным.
В соответствии с Законом Калининградской области от 21.02.2000 N 179 "О предоставлении налоговых льгот закрытому акционерному обществу "КаМоск" общество с 01.01.2000 освобождено от уплаты налогов, кроме налога на добавленную стоимость, зачисляемых в областной бюджет и территориальный дорожный фонд сроком на 5 лет как организация, осуществляющая инвестиционный проект "Организация и эксплуатация конкурентноспособного парка подвижного состава ЗАО "КаМоск".
В соответствии со статьей 5 Правил применения налоговых льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в Калининградской области, утвержденных Постановлением N 49 соответствие расчетной даты окончания периода полной окупаемости вложенных средств, представляемых организацией, осуществляющей инвестиционный проект, и определения организацией даты окончания фактического периода окупаемости по данным Правилам, так же как и наличие в организации учета доходов и расходов по всем инвестиционным проектам, в соответствии с требованиями раздела 3 данных Правил, должно ежегодно подтверждаться независимым аудитором, избираемым организацией. Оплата услуг независимого аудитора производится организацией исключительно за свой счет.
Расчет даты окончания периода окупаемости и заключение независимого аудитора представляются организацией, осуществляющей инвестиционный проект, в налоговые органы по месту регистрации, а также в администрацию области ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В случае, если дата окончания фактического периода окупаемости наступает ранее, чем дата окончания расчетного периода окупаемости, организация, осуществляющая инвестиционный проект, должна представить расчет даты окончания фактического периода окупаемости не позднее, чем через два месяца после наступления такой даты. Настоящее требование не распространяется на представление заключения независимого аудитора о соответствии расчетов данным Правилам. Заключение независимого аудитора может быть представлено до 15 апреля года, следующего за годом наступления даты окончания фактического периода окупаемости.
Непредставление отчетности в течение шести месяцев после истечения сроков, установленных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, дает основание для полной отмены льгот, предоставленных постановлениями Калининградской областной Думы организации, осуществляющей инвестиционный проект.
Из текста указанной статьи следует, что непредставление отчетности не влечет безусловной отмены льгот, а лишь дает основание для ее отмены в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В силу пункта 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Пунктом 18 статьи 1 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах" статья 56 НК РФ дополнена пунктом 3.
Согласно пункту 3 статьи 56 НК РФ в редакции указанного Закона льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
В данном случае законодательством субъекта Российской Федерации не был определен порядок отмены ранее предоставленных льгот. Положение N 49 предусматривало лишь основания для отмены льгот и окончание срока действия льгот.
При указанных обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для отказа в применении обществом налоговых льгот.
Кроме того, суд установил, что общество представило в администрацию области все необходимые документы для подтверждения права на использование льгот, а именно: экспертное заключение от 30.04.2001 и справку о проверки эффективности и целевого использования налоговых льгот, отчеты о реализации инвестиционного проекта за 2003 год и первое полугодие 2004 года, отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности за 2000-2003 годы и первое полугодие 2004 года, аудиторские заключения о проверке отчетности, подтверждающей налоговые льготы.
С учетом изложенного, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, и оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.02.2005 по делу N А21-7435/04-С1 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2005 г. N А21-7435/04-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника