Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июня 2005 г. N А13-13810/04-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Марьянковой Н.В. и Матлиной Е.О.,
при участии от ЗАО "Австрофор" Смирновой Ю.М. (доверенность от 20.03.2005),
рассмотрев 22.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" на решение от 17.01.2005 (судья Кургин А.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 18.03.2005 (судьи Козлова С.В., Крутова Т.А., Сальников Е.Г.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13810/04-04,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу "Австрофор" (далее - ЗАО "Австрофор") о взыскании с учетом уменьшения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 11 292 руб. 40 коп. штрафа за простой, принадлежащих железной дороге пяти вагонов под погрузкой и выгрузкой за период с 29 по 31 мая 2003 по договору на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь ответчика. В качестве основания иска истец сослался на статьи 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Решением от 17.01.2005 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2005 решение суда от 17.01.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить указанные судебные акты как принятые с нарушением норм материального права.
Податель жалобы ссылается на следующее: суд неправильно истолковал статью 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации; суд не принял во внимание, что в данном случае в нормативное время простоя вагонов, составляющее 36 часов, для грузоотправителей (грузополучателей), к которым относится ответчик, уже заложены все возможные технологические сроки оборота вагонов; норма права, предусматривающая ответственность за сверхнормативное время пользования вагонами перевозчика, является императивной и не может вводиться в действие соглашением сторон; суд сделал ошибочный вывод об обязательности составления акта общей формы; ведомость с начислением штрафных санкций на ответчика за сверхнормативный простой вагонов была составлена во исполнение статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации на основании памятки приемосдатчика; в соответствии со статьей 114 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации любые соглашения перевозчика с грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), считаются недействительными; суд неосновательно сослался на статью 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ЗАО "Австрофор" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
ОАО "РЖД" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.04.2000 правопредшественник ОАО "РЖД" - государственное унитарное предприятие "Северная железная дорога" (далее - ГУП "СЖД") и ЗАО "Австрофор", являющееся контрагентом открытого акционерного общества "Вельсксельхозхимия", заключили договор N 6-104 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный подъездной путь ответчика при станции Вельск Северной железной дороги. Параграфами 1 - 5 договора предусмотрено, что ГУП "СЖД" производит подачу и уборку вагонов "на" и "с" подъездного пути ЗАО "Австрофор" своим локомотивом с расстановкой вагонов по фронтам погрузки и выгрузки. О предстоящей подаче вагонов ГУП "СЖД" уведомляет ЗАО "Австрофор" не позднее чем за два часа до предстоящей подачи на подъездной путь. Об окончании погрузки и выгрузки и готовности к уборке одновременно поданных к фронту вагонов ЗАО "Австрофор" уведомляет станцию с указанием номеров вагонов, письменно дежурного по станции или другое лицо по указанию начальника станции. Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки грузов до момента получения ГУП "СЖД" от ЗАО "Австрофор" уведомления о готовности всей одновременно поданной партии вагонов к уборке.
В соответствии с параграфом 6 договора за время нахождения вагонов на подъездном пути либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от ЗАО "Австрофор" , оно вносит ГУП "СЖД" почасовую плату согласно разделу В "Плата за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта" Прейскуранта 10-01 (Тарифное руководство N 1).
За простой пяти вагонов (270 часов) на подъездных путях ответчика с 29 по 31 мая 2003 года ОАО "РЖД" начислило ЗАО "Австрофор" штраф в сумме 11 292 руб. 40 коп. В обоснование своих требований истец представил ведомость подачи и уборки вагонов N 38 (л.д. 10), памятку приемосдатчика и акт общей формы (л.д. 11 - 12).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, учитывая в числе прочих оснований, применил исковую давность, о пропуске которой заявлено ЗАО "Австрофор".
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Статьей 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что иски перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Из материалов дела следует, что события, послужившие основанием для предъявления настоящего иска, имели место в мае 2003 года, а иск предъявлен в октябре 2004 года.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. При этом истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку до вынесения решения ответчик заявил о применении исковой давности (л.д. 23), суд правомерно отказал ОАО "РЖД" в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным оснований для отмены принятых судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 18.03.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13810/04-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Е.О. Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2005 г. N А13-13810/04-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника