Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 июля 2005 г. N А56-26266/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
при участии в судебном заседании прокурора Чивилевой Т.В.,, от МО "Тихвинский район Ленинградской области" Максимова В.В. (доверенность от 20.10.2004), от администрации МО "Тихвинский район Ленинградской области" Максимова В.В. (доверенность от 20.10.2004), от предпринимателя Быстровой М.А. Зиброва Н.Е (доверенность от 03.10.2004) и Кравцова И.Н. (доверенность от 03.10.2004), от предпринимателя Быстрова С.А. Зиброва Н.Е (доверенность от 03.10.2004) и Кравцова И.Н. (доверенность от 03.10.2004),
рассмотрев 07.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2005 (судья Капелькина Л.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2005 (судьи Барканова Я.В., Горшелев В.В., Копылова Л.С.) по делу N А56-26266/04,
установил:
Заместитель прокурора Ленинградской области в защиту государственных интересов обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному образованию "Тихвинский район Ленинградской области" (далее - Муниципальное образование), предпринимателям Быстрову Сергею Александровичу и Быстровой Марии Алексеевне о признании недействительным договора купли-продажи от 09.11.2001 и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания предпринимателей Быстрова С.А. и Быстровой М.А. вернуть Муниципальному образованию имущественный комплекс муниципального унитарного предприятия "Универсам", расположенный по адресу: город Тихвин, 7 микрорайон, дом 1а, а также часть здания, не входящую в комплекс универсама, расположенную по этому же адресу, и обязать Муниципальное образование - вернуть предпринимателям Быстрову С.А. и Быстровой М.А. 6 000 001 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Тихвинский район Ленинградской области" (далее - Администрация).
Решением суда от 24.02.2005 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заместитель прокурора Ленинградской области просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и удовлетворить его исковые требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В отзывах на кассационную жалобу предприниматели Быстров С.А. и Быстрова М.А. выражают несогласие с доводами кассационной жалобы и просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы жалобы, а представители Муниципального образования, Администрации и предпринимателей Быстровой М.А. и Быстрова С.А. возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 14.09.2001 решением Тихвинского районного Совета депутатов N 115 утвержден план приватизации муниципального унитарного предприятия "Универсам" и здания в целом, расположенных по адресу: город Тихвин, 7 микрорайон (улица Ново-Вязитска), дом 1а. Способ приватизации - коммерческий конкурс (закрытый тендер) с социальными условиями.
Согласно протоколу заседания комиссии по приватизации от 31.10.2001 N 2 победителями конкурса стали Быстров С.А. и Быстрова М.А. Цена приобретенного объекта составила 6 000 001 руб.
По результатам конкурса между Муниципальным образованием (продавец) и предпринимателями Быстровой М.А. и Быстровым С.А. (покупатели) заключен договор купли-продажи от 09.11.2001, согласно пункту 1.2 которого продавец передает в долевую собственность покупателей в равных долях на условиях, изложенных в договоре, объект, состоящий из имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия "Универсам", расположенного по адресу: город Тихвин, 7 микрорайон (улица Ново-Вязитская), дом 1а, и части здания, расположенного по тому же адресу.
Считая, что заключение указанного договора без проведения оценки имущественного комплекса предприятия противоречит требованиям Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", заместитель прокурора Ленинградской области обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Кассационная инстанция находит правильным вывод суда о том, что на момент установления цены и проведения конкурса законодательством о приватизации определен порядок оценки стоимости объектов приватизации, не требующий применения Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью второй статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" порядок определения начальной цены объектов приватизации устанавливается программой приватизации.
Согласно пункту 12.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, местные программы приватизации разрабатываются комитетами по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов (кроме городов районного подчинения), районов (кроме районов в городах) и принимаются соответствующими местными органами государственной власти, которые вправе устанавливать нижестоящим органам государственной власти и управления (органам местного самоуправления) задания по приватизации в соответствии с настоящей Программой.
Положение о порядке приватизации муниципального имущества на территории Муниципального образования утверждено решением Тихвинского районного Совета депутатов от 08.07.98 N 295.
Пунктом 4 названного Положения установлен порядок определения цены приватизируемого объекта. Согласно пункту 4.1 Положения продажная цена нежилых зданий, сооружений, помещений (в том числе встроенных и пристроенных в жилых домах) определяется исходя из спроса и предложений, месторасположения объектов, значимости объекта для инфраструктуры муниципального образования, экономической целесообразности по сравнению с передачей в аренду и в связи с утратой объекта, а также с учетом других факторов требований рынка продажи недвижимости. Продажная цена объектов, подлежащих приватизации только по решению районного Совета депутатов, утверждается этим решением.
Пунктом 2.5 Положения установлено, что начальная цена объекта указывается в плане приватизации.
С учетом того, что перечисленные нормативные акты в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны, приватизация муниципального унитарного предприятия "Универсам" проведена на законных основаниях и в установленном порядке.
Кроме того, договор купли-продажи заключен 09.11.2001 на основании решения комиссии по приватизации Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации, зафиксированного в протоколе заседания комиссии по приватизации от 31.10.2001 N 2. Согласно указанному протоколу начальная цена объекта определена в размере 6 000 000 руб. Цена приобретенного объекта установлена в размере 6 000 001 руб. Названное решение комиссии по приватизации в установленном порядке также не оспорено.
Таким образом, приватизация муниципального унитарного предприятия "Универсам" проведена в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и договор купли-продажи от 09.11.2001 не противоречит действующему законодательству.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что выводы суда об обстоятельствах дела соответствуют имеющимся в нем материалам; нормы материального права применены судом правильно; нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем не находит оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2005 по делу N А56-26266/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу заместителя прокурора Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Г.М. Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2005 г. N А56-26266/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника