Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 июля 2005 г. N А56-237/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу Поликарповой Е.А. (доверенность от 27.12.04 N 01/2398), от закрытого акционерного общества "Универсам Южный" Никонова А.А. (доверенность от 01.12.04), рассмотрев 05.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.05 по делу N А56-237/2005 (судья Масенкова И.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Универсам Южный" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным подпункта "а" пункта 2.1 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Санкт-Петербургу (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 12.11.04 N 5ОКП2 в части доначисления 7577 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 23.03.05 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 23.03.05, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, отнесение корма для животных к продовольственным или непродовольственным товарам не служит основанием для признания его товаром, облагаемым НДС по ставке 10% в соответствии с пунктом 2 статьи 164 НК РФ, поскольку корма не относятся к предметам первой необходимости. Кроме того, Инспекция считает, что в данном случае постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.04 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по налоговой ставке 10%" (далее - Постановление Правительства N 908) не подлежит применению, поскольку оно вступило в силу с 01.03.05.
В отзыве на жалобу Общество, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просило оставить принятый по делу судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы отзыва.
Законность решения суда от 23.03.05 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Общество 20.09.04 представило в налоговый орган декларацию по НДС за август 2004 года.
В ходе камеральной проверки названной декларации Инспекция установила, что налогоплательщик операции по реализации кормов для домашних животных обложил НДС по ставке 10% вместо 18%.
Решением от 12.11.04 N 5ОКП2 налоговый орган отказал в привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ. однако доначислил 18 270 руб. НДС и предложил внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет. В обоснование принятого решения Инспекция сослалась на то, что корма для домашних животных не относятся к продовольственным товарам, а следовательно, налогоплательщик при исчислении НДС необоснованно применил ставку 10%.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ обложение НДС по ставке 10% производится при реализации указанных в названном подпункте продовольственных товаров, в том числе: мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного); зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов.
Буквальное истолкование приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что необходимыми условиями применения ставки 0% являются:
- отнесение товара к продовольственному;
- соответствие любому из поименованных в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ видов продукции.
Кроме того, пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлено, что коды видов продукции, перечисленных в названном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик в проверяемый период реализовывал по налоговой ставке 10% корма для кошек и собак.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела признал, что реализуемые Обществом корма для животных вареные и сухие являются мясопродуктами и кормовыми смесями и относятся к продовольственным товарам.
Определение понятия "продовольственные товары" в налоговом законодательстве, а также в приведенных нормативных актах отсутствует.
Как следует из положений Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а также из санитарных правил и норм СанПиН 2.3.2.560-96 "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее - СанПиН), продовольственные товары подразделяются на пищевые продукты (употребляемые человеком в пищу) и иные продовольственные продукты (непищевые продукты). Из определения понятия "пищевые продукты", содержащемуся в СанПиН, видно, что корма для непродуктивных животных к пищевым продуктам не относятся. Вместе с тем они являются продовольственными.
То, что реализуемые Обществом корма для домашних животных не относятся к непродовольственным товарам, следует и из определения понятия "непродовольственные товары", содержащегося в ГОСТе 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования": продукты производственного процесса, предназначенные для продажи гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления в пищу человеком и (или) представителями животного мира.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301, корма для домашних животных относятся к классификационным группам 921920 "Корма вареные" подкласса 921900 "Продукция мясной промышленности прочая" и 929640 "Смеси кормовые" подкласса 929600 "Продукция комбикормовой промышленности". Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 группа 920000 включает продукцию мясной, молочной; рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности, которая является продовольственной.
Имеющиеся в материалах дела сертификаты соответствия реализуемой Обществом продукции содержат указания на соответствующие коды Общероссийского классификатора продукции - 921920 и 929640.
Постановление Правительства N 908, которым "Корма вареные", классифицируемые по коду 921920, отнесены к категории "Мясо и мясопродукты", а "Смеси кормовые", классифицируемые по коду 929640, - к категории "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы", налогообложение которых производится по налоговой ставке 10% как продовольственных товаров, только подтверждает правильность данного судом первой инстанции толкования положений пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Таким образом, реализованный Обществом товар соответствует всем условиям применения льготы, предусмотренным пунктом 2 статьи 164 НК РФ, в связи с чем вывод суда о правомерности применения налогоплательщиком ставки НДС 10% при реализации корма для домашних животных является правильным.
Несостоятельным является довод жалобы о том, что эти корма не относятся к товарам первой необходимости, а следовательно, не подлежат обложению НДС по льготной ставке 10%. Пунктом 2 статьи 164 НК РФ не предусмотрено условие о том, что обложению НДС по ставке 10% подлежат товары первой необходимости, в связи с чем применение такого ограничения недопустимо.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 23.03.05 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.05 по делу N А56-237/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подпунктом 1 п.2 ст.164 НК РФ установлено, что при реализации продовольственных товаров, в том числе: мяса и мясопродуктов, зерна, комбикормов, кормовых смесей и зерновых отходов применяется ставка НДС 10%.
Налоговый орган считает, что общество неправомерно применило ставку НДС 10% при реализации корма для кошек и собак.
Суд указал, что общество применяло ставку 10% на законных основаниях.
При этом указал, что необходимыми условиями применения ставки 0% являются: отнесение товара к продовольственному и соответствие любому из поименованных в подп.1 п.2 ст.164 НК РФ видов продукции.
В связи с этим суд отметил, что понятие продовольственных товаров в налоговом законодательстве отсутствует. Вместе с тем, из положений Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и санитарных правил и норм СанПин 2.3.2.560-96 "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов" следует, что продовольственные товары подразделяются на пищевые продукты (употребляемые в пищу) и иные продовольственные продукты (не употребляемые в пищу). Проанализировав понятие "пищевые продукты", содержащееся в СанПин, суд сделал вывод, что корма для непродуктивных животных к пищевым продуктам не относятся.
То, что корма для кошек и собак не относятся к непродовольственным товарам, следует, по мнению суда, и из определения понятия "непродовольственные товары", содержащемуся в ГОСТе 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования": продукты производственного процесса, предназначенные для продажи гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления в пищу человеком или представителями животного мира.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановление Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, корма для животных относятся к группам 921920 "Корма вареные" подкласса 921900 "Продукция мясной промышленности прочая" и 929640 "Смеси кормовые" подкласса 929600 "Продукция комбикормовой промышленности". Группа же 920000 включает продукцию мясной, комбикормовой и микробиологической промышленности, которая является продовольственной.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что реализуемый обществом товар соответствует всем условиям применения льготы, предусмотренной п.2 ст. 164 НК РФ.
Поэтому суд поддержал позицию общества, решение по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2005 г. N А56-237/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника