Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июля 2005 г. N А13-15828/04-06
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2005 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сергеевой И.В.,
судей Власовой М.Г., Кадулина А.В.,
при участии от Колхоза Александрова Д.Е. (доверенность от 07.12.2004),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу колхоза "Новый путь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.03.2005 по делу N А13-15828/04-06 (судья Курпанова Н.Ю.),
установил:
Колхоз "Новый путь" (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к федеральному государственному учреждению "Вологодское управление сельскими лесами" (далее - ФГУ "Вологдасельлес") и государственному учреждению "Вытегорский сельлесхоз" (далее - Сельлесхоз) о признании незаконными действий названных лиц по выставлению на лесной конкурс участков лесного фонда N 2, 10-14, 17, 23-25, 33, 34, 43, 67, 68, 71, 72, 75, 76 по 2 группе лесов.
Уточнив заявленные требования, Колхоз просил признать незаконными действия ФГУ "Вологдасельлес" по организации конкурса на право аренды участков лесного фонда Колхоза с указанными номерами.
Требования Колхоза мотивированы тем, что спорные участки переданы Колхозу по договору от 20.11.2000 в безвозмездное пользование; в силу части 3 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации Колхоз имеет право на получение участков в аренду вне конкурса; ФГУ "Вологдасельлес" не уполномочено на проведение конкурса; в результате организации и проведения конкурса нарушено право безвозмездного пользования Колхоза спорными участками.
Решением от 18.03.2005 в удовлетворении требований, заявленных к ФГУ "Вологдасельлес", отказано; производство по делу в отношении Сельлесхоза, не являющегося юридическим лицом, прекращено.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Колхоз просит отменить указанное решение как незаконное. По мнению подателя жалобы, при организации и проведении конкурса были нарушены положения статей 34, 35 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 700 Гражданского кодекса Российской Федерации; ФГУ "Вологдасельлес" не является органом, уполномоченным на организацию лесных конкурсов; действиями ответчика по организации лесного конкурса нарушены права Колхоза, так как в результате проведения конкурса заявитель утратил права, предусмотренные договором безвозмездного пользования участками лесного фонда.
В судебном заседании представитель Колхоза поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
ФГУ "Вологдасельлес" и Сельлесхоз о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Сельлесхозом и Колхозом заключен договор от 20.11.2000 N 2 безвозмездного пользования участками лесного фонда общей площадью 19 408 га, кварталы с 1 по 97, сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован учреждением юстиции 14.03.2001.
В газете "Красный Север" от 29.10.2004 N 212 опубликовано извещение о проведении 10.12.2004 лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда, в частности, кварталов N 2, 10-14, 17, 23-25, 33, 34, 43, 67, 68, 71, 72, 75, 76 по 2 группе лесов общей площадью 3952 кв. м, входящих в число переданных Колхозу по договору безвозмездного пользования.
Согласно протоколу от 10.12.2004 N 121 заседания конкурсной комиссии принято решение предоставить данные участки в аренду закрытому акционерному обществу "Северлеспром" (далее - ЗАО "Северлеспром").
Колхоз, считая, что лесной конкурс был организован неуполномоченным лицом и с нарушением действующего порядка, что в результате выставления спорных участков лесного фонда на конкурс нарушены права заявителя на пользование этими участками, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) государственного органа и органа местного самоуправления, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Спорные участки лесного фонда расположены в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Согласно статье 130 Лесного кодекса Российской Федерации такие участки передаются сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения их потребностей в древесине и других лесных ресурсах. Сельскохозяйственные организации могут осуществлять на предоставленных им в пользование участках лесного фонда все виды лесопользования, предусмотренные статьей 80 названного Кодекса.
Указанные участки лесного фонда, не предоставленные в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, могут быть переданы другим лесопользователям на общих основаниях.
Согласно статье 35 Лесного кодекса Российской Федерации участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, за исключением случаев, указанных в части третьей статьи 34 упомянутого Кодекса.
В соответствии с названной правовой нормой без проведения конкурса, на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от одного года до пяти лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории.
Данная норма распространяется на Колхоз, который является сельскохозяйственной организацией и на территории которого расположены спорные участки. В целях реализации права, предусмотренного указанной нормой, Колхоз обращался в территориальный орган управления лесным хозяйством с заявлением о предоставлении ему участков лесного фонда в аренду.
При таких обстоятельствах организация и проведение лесного конкурса при наличии лесопользователя, имеющего право на получение участков лесного фонда в аренду вне конкурса, противоречит статье 34 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 35 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент публикации извещения о проведении конкурса и его проведения) лесные конкурсы организуются и проводятся территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством. Участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством (часть четвертая указанной статьи). Аналогичное правило закреплено пунктом 3 Положения о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации, утвержденного Приказом Рослесхоза от 30.09.97 N 123 (далее - Положение о конкурсах) и действовавшего на момент совершения оспариваемых действий.
Однако в материалах дела отсутствует решение уполномоченного органа о выставлении спорных участков на конкурс, что свидетельствует об организации лесного конкурса с нарушением части четвертой статьи 35 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Положения о конкурсах.
Отказывая в удовлетворении требований Колхоза, суд указал, что обжалуемыми действиями права истца не нарушены, поскольку следствием этих действий явилось проведение конкурса и заключение договора аренды с ЗАО "Северлеспром", а результаты конкурса Колхоз не оспаривает.
Между тем возможность обращения заинтересованного лица в порядке, предусмотренном статьей 449 Гражданского кодекса Российской федерации, с иском о признании торгов недействительными не лишает данное лицо в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации права обжаловать действия государственных и иных органов, предшествовавшие проведению торгов.
Согласно пункту 10 Положения о конкурсах подготовка и проведение лесного конкурса включают в себя следующие этапы: определение предмета лесного конкурса; определение формы лесного конкурса; подготовка конкурсной документации; подготовка и публикация извещения о проведении лесного конкурса; рассылка конкурсной документации лицам, готовым участвовать в лесном конкурсе; прием заявок с конкурсными предложениями от участников лесного конкурса; оценка конкурсных предложений, выявление победителя лесного конкурса; подписание протокола о результатах лесного конкурса.
Таким образом, действия организатора лесного конкурса по его подготовке и организации, поскольку следствием этих действий является подписание протокола о результатах лесного конкурса, могут быть предметом самостоятельного обжалования со стороны лица, которое считает свои права нарушенными в результате состоявшегося конкурса.
Суд посчитал, что права Колхоза на пользование участками лесного фонда, предоставленными по договору безвозмездного пользования, нарушены не были, поскольку лесорубочные билеты на спорные площади Колхозу не выдавались, заготовку древесины на спорных участках Колхоз не осуществлял, а согласовал передачу участков лесного фонда в аренду другой организации на определенных условиях.
Однако приведенные мотивы отказа в удовлетворении заявленного требования также не соответствуют нормам лесного законодательства.
В силу статей 22, 23, 24 Лесного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав пользования участками лесного фонда являются, в частности, договоры, в том числе договор безвозмездного пользования. В свою очередь, договор в силу статьи 42 названного Кодекса является основанием для выдачи лесорубочного билета. Следовательно, наличие или отсутствие права лесопользования определяется наличием договора, если таковой заключался. Договор от 20.11.2000 безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенный с Колхозом, в порядке и по основаниям, установленным статьями 28, 29 Лесного кодекса Российской Федерации, не прекращен, отказ от права пользования участками лесного фонда от Колхоза не поступал. Передача спорных кварталов в аренду другой организации согласовывалась Колхозом не в связи с оспариваемым лесным конкурсом.
В то же время передача по итогам конкурса в аренду ЗАО "Северлеспром" тех же участков, что предоставлены Колхозу по договору безвозмездного пользования, не может не нарушать права Колхоза, возникшие на основании данного договора.
С учетом изложенного следует признать, что при организации лесного конкурса, прошедшего 10.12.2004, ФГУ "Вологдасельлес" нарушило положения статей 34, 35 Лесного кодекса Российской Федерации, в результате чего были нарушены права Колхоза, возникшие у него на основании договора безвозмездного пользования участками лесного фонда. Данные обстоятельства в силу части второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для вынесения решения о признании оспариваемых действий незаконными.
Поскольку суд, отказав в удовлетворении требования Колхоза, неправильно применил нормы материального права, обжалуемый судебный акт в этой части подлежит отмене, а заявление Колхоза должно быть удовлетворено.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы судебные расходы, связанные с ее подачей, относятся на ФГУ "Вологдасельлес", с которого в пользу Колхоза необходимо взыскать 1000 руб.
Руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.03.2005 по делу N А13-15828/04-06 в части отказа в удовлетворении требований колхоза "Новый путь" отменить.
Признать действия федерального государственного учреждения "Вологдасельлес" по организации лесного конкурса, проведенного 10.12.2004, на право аренды участков лесного фонда колхоза "Новый путь" незаконными как не соответствующие статьям 34, 35 Лесного кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение от 18.03.2005 оставить без изменения.
Взыскать с федерального государственного учреждения "Вологдасельлес" в пользу колхоза "Новый путь" 1000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
А.В. Кадулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июля 2005 г. N А13-15828/04-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника