Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июля 2005 г. N А42-8147/04-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Зубаревой Н.А. и Клириковой Т.В., при участии от открытого акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" Синявского М.З. (доверенность от 15.06.2005 N 26-06/15), Марьинского И.В. (доверенность от 22.12.2004 N 104), Штыковой В.П. (доверенность от 22.12.2004 N 106), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Хохолева А.В. (доверенность от 14.02.2005 N 30-14-41-07/905), Мотовилиной М.А. (доверенность от 20.01.2005 N 01-14-41-07/298),
рассмотрев 07.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2004 (судья Евтушенко О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2005 (судьи Шульга Л.А., Зайцева Е.К., Петренко Т.И.) по делу N А42-8147/04-15,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт" (далее - ОАО "ММТП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области; далее - инспекция) от 16.07.2004 N 7.
Требования Общества о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость выделены судом в отдельное производство. Предметом настоящего спора является законность решения инспекции в части доначисления ОАО "ММТП" налога на прибыль.
Решением суда от 30.12.2004 ненормативный акт налогового органа признан недействительным в части доначисления Обществу налога на прибыль, начисления пеней и взыскания штрафа по этому налогу по эпизодам использования ОАО "ММТП" льгот на финансирование капитальных вложений и на благотворительность. В части использования льготы на содержание объектов здравоохранения, культуры и жилищного фонда требования Общества оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционного суда от 28.03.2005 решение суда от 30.12.2004 изменено. Требования ОАО "ММТП" удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 30.12.2004 и постановление от 28.03.2005, ссылаясь на неправильное применение судами норм Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон "О налоге на прибыль").
Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке (поскольку решение суда первой инстанции изменено).
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО "ММТП" за 2001 год, результаты которой отражены в акте от 21.06.2004 N 81.
В ходе проверки налоговый орган сделал вывод о неправомерном использовании Обществом льгот по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений, на благотворительность и на содержание объектов здравоохранения, культуры и спорта и жилищного фонда (далее - объекты ЖКХ). По мнению инспекции, расходы на финансирование капитальных вложений, на благотворительность и на содержание объектов ЖКХ произведены налогоплательщиком не за счет нераспределенной прибыли отчетного года, а за счет прибыли прошлых налоговых периодов. Кроме того, налоговый орган ссылается на то, что в нарушение законодательства о налоге на прибыль Общество включало убыток по деятельности, связанной с содержанием объектов ЖКХ, в состав внереализационных расходов.
На основании материалов проверки инспекция приняла решение от 16.07.2004 N 7 о доначислении ОАО "ММТП" налогов, в том числе 32 071 436 руб. налога на прибыль, начислении 13 789 971 руб. пеней и взыскании 6 383 571 руб. штрафа за неполную уплату этого налога.
Общество посчитало решение налогового органа незаконным и оспорило его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований ОАО "ММТП" указывает на то, что по данным бухгалтерского учета на конец 2001 года у него имелось достаточное количество нераспределенной прибыли отчетного года, которая использовалась им на финансирование капитальных вложений, благотворительные цели и на содержание объектов ЖКХ. Факт направления именно прибыли отчетного года на финансирование капитальных вложений подтверждается также решением годового общего собрания акционеров Общества. Тот факт, что по данным бухгалтерского баланса у ОАО "ММТП" имелась нераспределенная прибыль прошлых лет, не означает, что перечисленные расходы осуществлены именно за счет этой прибыли. Общество также указывает на то, что убыток от деятельности, связанной с содержанием объектов ЖКХ, включался им в состав внереализационных расходов только в бухгалтерской отчетности при составлении годового бухгалтерского баланса. Для целей налогообложения этот убыток в расходы не включался и не учитывался при формировании финансового результата по итогам деятельности за 2001 год.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, посчитал правомерным использование Обществом льгот на финансирование капитальных вложений и на благотворительность и в этой части признал решение налогового органа недействительным.
Апелляционный суд указал также на правомерное использование заявителем льготы на содержание объектов ЖКХ и полностью удовлетворил требования ОАО "ММТП".
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно подпунктам "а" - "в" пункта 1 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль" при исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
а) направленные:
предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату;
б) затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий;
в) взносов на благотворительные цели, (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов - интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли; взносов, направляемых в 1995 году на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, - не более 10 процентов облагаемой налогом прибыли.
Из содержания приведенной статьи Закона "О налоге на прибыль" следует, что одним из оснований получения названных льгот является наличие у организации по итогам отчетного периода положительного финансового результата хозяйственной деятельности - прибыли, оставшаяся часть которой после расчетов с бюджетом может покрыть фактически произведенные расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль".
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона "О налоге на прибыль" предприятия исчисляют сумму налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, формируется по правилам бухгалтерского учета при определении финансового результата в целом от хозяйственной деятельности юридического лица по итогам налогового (отчетного) периода.
Из материалов дела видно, что по итогам 2001 года у ОАО "ММТП" имелась нераспределенная прибыль в сумме 215 083 000 руб. Льготируемые Обществом затраты составили 90 910 846 руб., в том числе 88 768 678 руб. - затраты на финансирование капитальных вложений; 561 493 руб. - взносы на благотворительные цели и 1 996 742 руб. - расходы на содержание объектов ЖКХ.
Следовательно, по итогам 2001 года Общество имело достаточную сумму нераспределенной прибыли, за счет которой могло покрыть понесенные им льготируемые расходы. Кроме того, факт направления именно прибыли отчетного года на финансирование капитальных вложений, благотворительные цели и содержание объектов ЖКХ подтверждается также решением годового общего собрания акционеров Общества от 21.05.2002 N 8, правомочного решать данный вопрос.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает необоснованным вывод инспекции о неправомерном использовании ОАО "ММТП" спорных льгот.
Кассационная инстанция отклоняет и довод налогового органа о неправомерном использовании Обществом льготы на содержание объектов ЖКХ в связи с включением им соответствующих затрат в состав внереализационных расходов.
Как правильно указал апелляционный суд, из Закона "О налоге на прибыль" следует, что налогооблагаемая база определяется на основании данных бухгалтерского учета. В то же время статьей 3 названного Закона предусмотрено, что объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, 'предусмотренными этой статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Перечень внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, приведен в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552. В соответствии с этим нормативным актом убытки и затраты, связанные с содержанием объектов ЖКХ, в состав внереализационных расходов, учитываемых при формировании финансового результата, не включаются и при налогообложении прибыли не учитываются. Апелляционный суд установил, что для целей налогообложения этот убыток в расходы не включался и не учитывался при сформировании финансового результата по итогам деятельности за 2001 год.
Таким образом, вывод налогового органа о том, что ОАО "ММТП" покрывало затраты по содержанию объектов ЖКХ не за счет прибыли, оставшейся у него в распоряжении, а за счет иных источников, не обоснован.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2005 по делу N А42-8147/04-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2005 г. N А42-8147/04-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника