Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июля 2005 г. N А44-10525/04-С6
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
при участии от комитета финансов администрации Валдайского района Новгородской области Ширяева В.И. (доверенность от 20.01.2005),
рассмотрев 28.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета финансов администрации Валдайского района Новгородской области на решение от 26.01.2005 (судья Никитина Л.А.) и постановление апелляционной инстанции от 28.03.2005 (судьи Дмитриева Т.А., Дегтев А.В., Деменцова И.Н.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-10525/04-С6,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Валдайского района Новгородской области о взыскании 48 697 руб. 33 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления ветеранам льгот по оплате услуг за пользование радио с 2001 по 2003 год во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Определением от 20.12.2004 по ходатайству третьего лица - администрации Новгородской области в качестве ответчика привлечен комитет финансов администрации Валдайского района Новгородской области, в качестве третьего лица - комитет финансов администрации Новгородской области.
Решением от 26.01.2005 исковые требования ОАО "Северо-Западный Телеком" удовлетворены путем взыскания суммы убытков с казны Валдайского района в лице комитета финансов администрации Валдайского района.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.03.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет финансов администрации Валдайского района Новгородской области просит отменить обжалуемые судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- взыскание с казны муниципального образования расходов, возникающих у организаций в связи с предоставлением льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных федеральным законодательством, противоречит статье 132 Конституции Российской Федерации, статьям 5, 6 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации";
- суд неправомерно применил Примерный порядок возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, утвержденный распоряжением администрации Новгородской области от 20.06.1997 N 500-рг.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Северо-Западный Телеком" с 2001 по 2003 год во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" при взимании платы за услуги по пользованию радио учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования "Валдайский район". Возникновение в связи с этим у истца убытков в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в спорный период) ветеранами-инвалидам войны предоставляется льгота в виде 50-процентной оплаты услуг за пользование радио.
В соответствии со статьей 10 указанного Закона расходы на оплату услуг за пользование радио возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Удовлетворяя исковые требования, суд обеих инстанций полагал, что обязанность муниципального образования "Валдайский район" возместить расходы истца по предоставлению услуг льготным категориям граждан возникла из распоряжения администрации Новгородской области от 20.06.1997 N 500-рг, которым был утвержден Примерный порядок возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Кассационная инстанция считает данный вывод ошибочным.
Суд кассационной инстанции согласен с доводами подателя жалобы о том, что взыскание с казны муниципального образования расходов, возникающих у организаций в связи с предоставлением льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных федеральным законодательством, противоречит статье 132 Конституции Российской Федерации, статьям 5, 6, 49 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 1 статьи 86 настоящего Кодекса, к которым относится, в частности, обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам только путем включения соответствующих норм (положений) в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в настоящий Кодекс; финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на законы Новгородской области об утверждении областных бюджетов на 2001-2003 годы, в соответствии с положениями которых расходы, связанные с предоставлением льгот, установленных рядом нормативных правовых актов, в том числе Федеральным законом "О ветеранах", возмещаются на территории области за счет средств бюджетов городов и районов в пределах сумм, учтенных при определении показателей межбюджетных отношений на соответствующий год, в порядке, установленном администрацией области, пришел к выводу о том, что "при определении межбюджетных отношений с бюджетами городов и районов на реализацию предусмотренных законом льгот средства планировались в областном бюджете в разделе "Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований".
Однако этот вывод не подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела, а, кроме того, положения этих законов противоречат статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, образуемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований осуществляется только с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Возмещение расходов, возникающих у организаций в связи с предоставлением льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к вопросам местного значения не относится.
Согласно пункту 2 статьи 49 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
С учетом названных положений нормативно-правовых актов, а также части 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в форме предоставления субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.
Принимая во внимание, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует установить, выделялись ли Новгородской областью Валдайскому району целевые денежные средства на финансирование расходов по предоставлению льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", был ли определен областными законами порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам (в частности Валдайскому району) из бюджета Новгородской области, а также имел ли место факт нецелевого использования Валдайским районом бюджетных средств в случае, если эти средства были ему выделены.
Кроме того, при необходимости следует решить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Новгородской области в лице ее финансового органа.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.03.2005 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-10525/04-С6 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2005 г. N А44-10525/04-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника