Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 июля 2005 г. N А42-5338/04-27
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2005.
Полный текст постановления изготовлен 11.07.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Североморский Альянс" Лысенкова Н.А. (доверенность от 11.01.2005 б/н),
рассмотрев 06.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2005 по делу N А42-5338/04-27 (судья Галко Е.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Североморский Альянс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области; далее - Инспекция) от 19.04.2004 N 1381-юр о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 11.03.2005 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 11.03.2005.
В судебное заседание представитель Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, а представитель Общества возражал против доводов Инспекции и просил оставить решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Инспекцией проведена камеральная проверка декларации Общества по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2003 года, а также документов, подтверждающих правомерность заявленных в декларации налоговых вычетов в сумме 455 000 руб.
По итогам проверки налоговый орган направил заявителю уведомление от 24.02.2004 N 3549, в котором уведомил налогоплательщика о принятии Инспекцией решения о возврате ему 455 000 руб. НДС на расчетный счет заявителя (л.д. 28). Данное решение Инспекцией не исполнено.
Обществом 27.02.2004 направлено в Инспекцию уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), начиная с 01.01.2004 (л.д.26).
Письмом от 10.03.2004 N 02-60/4514 Инспекция сообщила Обществу, что оно не имеет права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, так как им не соблюден предусмотренный статьей 145 Кодекса порядок (л.д. 29). Кроме того, по итогам камеральной проверки декларации Общества по НДС за декабрь 2003 года, Инспекция вынесла решение от 19.04.2004 N 1381-юр, которым обязала налогоплательщика восстановить к уплате суммы налоговых вычетов, заявленные им за период с сентября по декабрь 2003 года.
Общество не согласилось с указанным решением и обжаловало его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции правомерным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и порядок реализации этого права установлены в статьях 171-172 НК РФ. В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им продавцу товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ. Согласно же пункту 1 статьи 172 названного Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со статьей 145 НК РФ лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 названной статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 данной статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн. руб.; уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права (пункт 4 статьи 145 НК РФ).
В случае если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 названной статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные пунктами 1 и 4 указанной статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней (пункт 5 статьи 145 НК РФ).
Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 данной статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются: выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (пункт 6 статьи 145 НК РФ).
При таких обстоятельствах для получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика претендующему на такое освобождение лицу необходимо соблюсти приведенные выше условия.
Судом первой инстанции правомерно признан необоснованным довод Инспекции о наличии обязанности у Общества восстановить к уплате суммы НДС.
Согласно пункту 3 статьи 170 НК РФ восстановлению и уплате в бюджет подлежат суммы налога, указанные в пункте 2 этой статьи, в случае принятия их налогоплательщиком к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом пункт 2 статьи 170 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) и не подлежат вычету.
Общество в декабре 2003 года не было освобождено от исполнения обязанностей плательщика налога, в связи с чем заявление им к вычету НДС, уплаченного в декабре 2003 года при приобретении товаров, является правомерным.
Не принимается кассационной инстанцией и довод Инспекции об обязанности Общества восстановить суммы НДС, принятые к вычету, в порядке статьи 145 НК РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 145 НК РФ суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии со статей 145 Кодекса, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.
Судом правомерно установлено, что уведомление об использовании права на освобождение было направлено в Инспекцию 27.02.2004, то есть после установленного статьей 174 НК РФ срока для подачи декларации и уплаты налога за декабрь 2003 года, а также после установленного пунктом 3 статьи 145 Кодекса срока для подачи уведомления об освобождении с 01.01.2004. Кроме того, документы, подтверждающие право на освобождение Общества от обязанностей налогоплательщика, представлены не в полном объеме (л.д. 38).
Поскольку Обществом не выполнены требования закона, предусмотренные статьей 145 НК РФ, то у него отсутствовали правовые основания для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в предусмотренном законом порядке. Поэтому утверждение налогового органа о том, что Общество обязано восстановить суммы НДС, принятые к вычету, в порядке, установленном статьей 145 НК РФ, необоснованно.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2005 по делу А42-5338/04-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2005 г. N А42-5338/04-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника