Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июля 2005 г. N А13-217/2005-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
при участии в судебном заседании от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу Краснова Е.В. (доверенность от 14.03.2005), от открытого акционерного общества "Лизингконтракт" Романской Т.К. (доверенность от 03.06.2005),
рассмотрев 28.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу на решение от 27.01.2005 (судья Логинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 01.04.2005 (судьи Богатырева В.А., Хвостов Е.А., Маганова Т.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-217/2005-23,
установил:
Открытое акционерное общество "Лизингконтракт" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) от 21.12.2004 N 06-04/96-1/1 о назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. в соответствии со статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.04.2005, постановление Управления от 21.12.2004 N 06-04/96-1/1 о назначении Предприятию административного наказания по статье 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. признано незаконным и отменено полностью.
В кассационной жалобе ответчик просит произвести процессуальную замену Управления на Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу, отменить принятые по делу судебные акты и в удовлетворении требования Предприятия отказать. По мнению подателя жалобы, Управлением был соблюден порядок привлечения Предприятия к административной ответственности, установленный КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб. за несвоевременное направление на согласование в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее - Комитет) правил внутреннего контроля.
Согласно статье 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в редакции от 30.10.2002) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 (далее - Постановление N 6) установлены сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган.
Пунктом 1 Постановления N 6 предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Согласно пункту 2 Постановления N 6 правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.
Исполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля предполагает утверждение правил внутреннего контроля руководителем организации и последующее представление их на согласование в уполномоченный орган в сроки, установленные Постановлением N 6.
Постановление N 6 опубликовано в "Российской газете" 15.01.2003 и с этого момента в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" вступило в силу.
Общество, осуществляющее деятельность по финансовому лизингу, зарегистрировано 05.03.1991 и, следовательно, было обязано не позднее 15.02.2003 разработать и утвердить правила внутреннего контроля, а затем не позднее 20.02.2003 представить их на согласование в Комитет.
Правила внутреннего контроля на момент проверки, проведенной Управлением 01.11.2004, не были утверждены руководителем Предприятия и в Комитет не направлены.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях Предприятия содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, является обоснованным.
Кассационная инстанция считает также правильным и вывод суда первой инстанции о нарушении Управлением при составлении протокола об административном правонарушении требований, предусмотренных статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ.
Управление 02.12.2004 не допустило к участию в составлении протокола представителя Предприятия адвоката Леденцову Л.Г.
Вместе с тем дело об административном правонарушении было возбуждено 29.10.2004. Определением от указанной даты было назначено административное расследование.
Пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Адвокату Леденцовой Л.Г. была выдана специальная доверенность на участие в составлении протокола по возбужденному делу об административном правонарушении. Следовательно, у административного органа отсутствовали основания не допускать ее к участию в составлении протокола.
Суд первой и апелляционной инстанций, проанализировав пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", статью 28.2 КоАП РФ, пришел к правомерному выводу о том, что Управлением нарушен установленный законом порядок наложения административного взыскания, а следовательно взыскание наложено незаконно.
С учетом вышесказанного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 01.04.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-217/2005-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2005 г. N А13-217/2005-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника