Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 декабря 2000 г. N А56-20335/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Корпусовой О.А., Троицкой Н.В., при участии от закрытого акционерного общества "Транс-Ойл" Воробьевой А.В. (доверенность от 20.06.2000), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области Панова А.А. (доверенность от 21.01.2000 N 08-05/1184), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2000 по делу N А56-20335/00 (судья Галкина Т.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Транс-Ойл" (далее - ЗАО "Транс-Ойл") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании неправомерным бездействия должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция), выразившегося в невозврате из бюджета 14 300 700 руб. налога на добавленную стоимость за первый квартал 2000 года, и об обязании налоговой инспекции возместить из бюджета эту сумму налога.
Решением суда от 26.09.2000 иск удовлетворен частично. Суд признал неправомерным бездействие налоговой инспекции и обязал ее возместить ЗАО "Транс-Ойл" из бюджета 14 229 600 руб. налога на добавленную стоимость за первый квартал 2000 года при заявленной к возмещению сумме 14 300 700 руб. В остальной части иск отклонен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска, считая, что суд неправильно применил нормы материального права. По мнению налоговой инспекции, истец должен был представить в налоговую инспекцию и в суд доказательства уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость поставщиками материальных ресурсов. При отсутствии таких доказательств, считает ответчик, нет оснований для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость ЗАО "Транс-Ойл".
Кассационная инстанция, проверив законность принятого судом решения, не находит оснований для удовлетворения жалобы, поскольку ее доводы противоречат нормам действующего законодательства.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Транс-Ойл" осуществляет экспорт нефтепродуктов. За первый квартал 2000 года налогоплательщик сдал в налоговую инспекцию основной и дополнительный расчеты по налогу на добавленную стоимость, в которых указал обороты от реализации продукции на экспорт, не облагаемые налогом на добавленную стоимость в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", и налог на добавленную стоимость в сумме 14 229 600 руб., уплаченный поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспортных поставках продукции. Налоговая инспекция провела камеральные проверки представленных расчетов, результаты которых отражены в актах от 20.04.2000 и от 27.06.2000. Согласно актам камеральной проверки ЗАО "Транс-Ойл" представлены все необходимые документы, подтверждающие экспорт продукции, поступление выручки от экспорта, а также оплату поставщикам налога на добавленную стоимость при расчетах за материальные ресурсы, использованные при экспортных поставках, то есть 14 229 600 руб. налога на добавленную стоимость правомерно предъявлены к возмещению из бюджета.
ЗАО "Транс-Ойл" 27.06.2000 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возмещении из бюджета указанной суммы налога.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и материальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с их экспортом.
Как видно из материалов дела, заявление налогоплательщика о возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в порядке, установленном названными нормами Закона, принято налоговой инспекцией, но налог из бюджета в установленные сроки не возмещен.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции о неправомерном неисполнении налоговым органом обязанностей, возложенных на него пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, а решение суда об обязании ответчика возместить из бюджета 14 229 600 руб. налога на добавленную стоимость соответствующим законодательству.
Суд также правомерно указал в решении, что пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам доказательства уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость третьими лицами - поставщиками материальных ресурсов - при направлении заявления о возмещении налога из бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2000 по делу N А56-20335/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2000 г. N А56-20335/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника