Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июля 2005 г. N А26-13321/04-24
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Старченковой В.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия представителя Шеметовой Н.В. (доверенность от 22.04.2005 N 10-10/4735), от открытого акционерного общества "Лендерский Леспромхоз" представителя Кузьминой Е.Н. (доверенность от 02.08.2004),
рассмотрев 13.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2005 по делу N А26-13321/04-24 (судья Мещерякова К.И.),
установил:
Открытое акционерное общество работников "Лендерский Леспромхоз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия, являющейся правопредшественником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия, (далее - инспекция) по возврату 3 006 000 руб. налога на прибыль за 2001 год и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата названной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика.
Решением от 24.03.2005 суд удовлетворил заявленные обществом требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда. Податель жалобы указывает на то, что инспекция не возвратила обществу излишне уплаченную сумму налога на прибыль за 2001 год в связи с тем, что заявление о возврате, поданное налогоплательщиком 10.08.2004, оформлено ненадлежащим образом, а по заявлению, представленному 19.11.2004, переплата по налогу на прибыль за 2001 год не может быть возмещена, поскольку истек срок, предусмотренный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества их отклонил.
Законность обжалуемого решения суда в пределах доводов жалобы налогового органа проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 10.08.2004 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2001 год и представило измененный расчет по этому налогу за указанный период, согласно которому общая сумма переплаты составила 3 006 000 руб.
Поскольку налоговый орган не произвел действий по возврату налогоплательщику названной суммы налога, общество 30.12.2004 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что суд законно и обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования, в связи с чем не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, а также порядок реализации этого управа установлены статьей 78 НК РФ.
В соответствии с пунктом 7 названной статьи Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
При этом пунктом 8 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу пункта 9 указанной статьи Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что в силу статей 21 и 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В данном случае, право общества на возврат из бюджета 3 006 000 руб. излишне уплаченного налога на прибыль за 2001 год налоговый орган не оспаривает.
Вместе с тем, суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что в срок, установленный статьей 78 НК РФ, инспекция не совершила действий по возврату заявителю названной суммы налога.
Довод подателя жалобы о том, что заявление о возврате этого налога, поданное налогоплательщиком 10.08.2004, было оформлено ненадлежащим образом ввиду его несоответствия Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" и письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16.10.2002 N 09-01/11531 "О порядке оформления заявлений на зачет и возврат переплат" следует признать несостоятельным.
Инспекция не учитывает, что названные документы являются внутренними актами налогового органа, в то время как определенная форма заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченной суммы налога законодательством о налогах и сборах не установлена. Так статья 78 НК РФ не предусматривает каких-либо конкретных требований к указанному заявлению и не отсылает в этой связи к ведомственным нормативным актам.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал на то, что предложения инспекции о необходимости исправления заявителем недостатков заявления от 10.08.2004 без ссылки на положения закона, а также непринятие в срок, установленный статьей 78 НК РФ, решения о возврате заявителю излишне уплаченного налога на прибыль за 2001 год, свидетельствуют о незаконном бездействии налогового органа по рассмотрению названного заявления налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, следует признать, что суд первой инстанции законно и обоснованно признал бездействие инспекции по возврату обществу 3 006 000 руб. налога на прибыль за 2001 год незаконным и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата названной суммы налога в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2005 по делу N А26-13321/04-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2005 г. N А26-13321/04-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника