Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2005 г. N А26-1080/2005-213
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 19.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.03.05 (судья Левичева Е.И.) по делу N А26-1080/2005-213,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-лес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Карелия (далее - инспекция) от 24.11.04 N 10-04/443.
Решением суда от 23.03.05 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда первой инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция в ходе камеральной проверки измененной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за II квартал 2003 года, представленной обществом, установила неправомерное заявление им налоговых вычетов на сумму 37 266 руб.
По результатам проверки инспекция 24.11.04 приняла решение N 10-04/443 о привлечении общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) НДС в виде 41 786 руб. штрафа, а также о начислении 3 139 руб. 43 коп. пеней. Кроме того, налоговый орган предложил обществу уплатить в бюджет 27 266 руб. НДС.
Общество не согласилось с решением и требованиями налогового органа и обжаловало их в арбитражный суд.
Согласно материалам проверки общество в декларации за I квартал 2003 года занизило облагаемый оборот, соответственно, и НДС с облагаемого оборота исчислен, но не отражен в декларации по НДС в сумме 6 198 руб.
Обществом 10.08.04 представлена измененная декларация по налоговой ставке 0 процентов за II квартал 2003 года. По мнению налогового органа, поскольку общество осуществляет реализацию товара в таможенном режиме экспорта, в налоговой декларации по ставке 0 процентов за II квартал 2003 года, то оно могло отразить сумму налоговых вычетов, предъявленную и уплаченную при производстве экспортных товаров. Учитывая, что материальные ресурсы используются одновременно в производстве и реализации, как экспортируемой продукции, так и товаров, реализуемых на внутреннем рынке, то сумма НДС по ним должна определяться на основании принятой организацией методики раздельного учета затрат, предусмотренной приказом от 30.12.02 "Об учетной политике на 2003 год", согласно которому "сумма НДС, подлежащая возмещению по экспортным поставкам, определяется как сумма НДС, подлежащая возмещению в части затрат, связанных с реализацией материалов, пропорционально выручкам внутренних и экспортных сделок по реализации лесоматериалов". Налоговым органом сумма НДС, подлежащая вычету по внутреннему рынку, рассчитана согласно удельному весу доли экспортной выручки пропорционально сумме оплаченной выручки.
Общество сумму НДС, уплаченную поставщикам во II квартале 2003 года, распределяло исходя из сумм, подлежащих к возмещению по экспорту и по внутреннему рынку пропорционально выручкам II квартала 2003 года по правилам Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 N 32н (далее - ПБУ/99) с учетом дебиторской задолженности (по отгрузке).
Согласно ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением)".
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия указанных товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен ряд особенностей, связанных с налогообложением операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, а именно: сумма налога исчисляется отдельно по каждой такой операции (пункт 6 статьи 166 НК РФ); момент определения налоговой базы для целей налогообложения не зависит от даты отгрузки, равно как и принятой учетной политики для целей налогообложения ("по мере отгрузки" или "по мере оплаты" товаров, работ, услуг), а определяется в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ как наиболее ранняя из следующих дат:
- последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, указанных в статье 165 НК РФ;
- если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент формирования налоговой базы по таким товарам определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения ("по отгрузке" или "по оплате").
Согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ при применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, .услуг), облагаемых по разным ставкам. В связи с тем, что ставки НДС при реализации товаров на внутреннем рынке и в режиме экспорта различны (статья 164 НК РФ), в целях правильного определения налоговой базы и исчисления НДС при их реализации следует обеспечить раздельное ведение учета реализуемой продукции в разрезе применяемых ставок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим операции как облагаемые налогом на добавленную стоимость, так и освобождаемые от этого налога, принимаются к вычету или учитываются в их стоимости в зависимости от соотношения таких операций, рассчитанного через пропорцию. При этом конкретный универсальный порядок ведения раздельного учета затрат для таких целей законодательством не установлен, а только определено, что данная пропорция исчисляется исходя из общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за налоговый период.
Согласно пункту 2 статьи 170 НК РФ по правилам ведения бухгалтерского учета налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении операций, освобождаемых от налогообложения, включается в расходы одновременно со стоимостью указанных товаров (работ, услуг). В связи с этим при определении на основе вышеуказанной пропорции суммы налога, подлежащей учету в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, освобождаемых от налогообложения, следует учитывать общую сумму налога по товарам (работам, услугам) как оплаченным поставщикам, так и не оплаченным.
На основании пункта 2.4.1 приказа общества от 30.12.02 N 14 "Об учетной политике организации на 2003 год" сумма НДС, подлежащая возмещению по экспортным поставкам, определяется как сумма НДС, подлежащая возмещению в части затрат, связанных с реализацией лесоматериалов, пропорционально выручкам экспортных и внутренних сделок по реализации лесоматериалов.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что независимо от того, как налогоплательщик учитывает выручку для целей налогообложения, в расчете пропорции, участвует выручка "по отгрузке". Таким образом, между облагаемой и не облагаемой НДС продукцией распределяются суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг). Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, что эти суммы должны быть оплачены, следовательно, суд считает, что распределение сумм "входного" НДС в соответствии с ПБУ/99 не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, положениям Федерального закона "О бухгалтерском учете" и связанных с этими фактами (пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.98 N 60н).
Доводы инспекции о том, что общество неправомерно применяло методику определения налоговых вычетов, суд первой инстанции обоснованно признал ошибочными.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.03.05 по делу N А26-1080/2005-213 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2005 г. N А26-1080/2005-213
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника