Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 июля 2005 г. N А42-1667/2005-31
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Лавриненко Н.В. и Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 19.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.04.2005 по делу N А42-1667/2005-31 (судья Посыпанко Е.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Полярис" (далее - ОАО "Полярис") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 16.02.2005 N 36 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.04.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Инспекции от 16.02.2005 N 36 признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом податель жалобы ссылается на следующее: Инспекцией установлено, что ОАО "Полярис" осуществляло наличные денежные расчеты с применением контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) модели "Samsung ER-4615RF" в декабре 2004 и феврале 2005 года, в то время как в соответствии с протоколом Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 12.03.2004 N 1/77-2004 (далее - Протокол ГМЭК) указанная модель ККМ была исключена из Государственного реестра с 01.10.2004; информация об исключении ККМ из Государственного реестра была доведена до налогоплательщиков письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС РФ) от 12.05.2004 N 33-0-11/327@; согласно разъяснениям Управления Федеральной налоговой службы России по Мурманской области от 16.12.2004 N 40-22-27/12732 "О сроках использования контрольно-кассовой техники" ККМ, исключенная из Государственного реестра, но зарегистрированная в налоговом органе, может эксплуатироваться в течение 7 лет с даты выпуска, и, следовательно, нормативный срок амортизации принадлежащей заявителю ККМ истек в октябре 2004 года.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Инспекция и Общество о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.02.2005 при приеме документов на снятие ККМ с учета, Инспекцией установлен факт осуществления ОАО "Полярис" наличных денежных расчетов с применением ККМ модели "Samsung ER-4615RF", которая Протоколом ГМЭК от 12.03.2004 N 1/77-2004 исключена из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, с 01.10.2004.
В связи с выявленным правонарушением 03.02.2005 Инспекция вынесла определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам расследования Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 09.02.2005 N 38.
Постановлением от 16.02.2005 N 36 ОАО "Полярис" привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, ОАО "Полярис" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон "О применении ККТ") при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество (основные средства) подлежит распределению по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования для целей начисления амортизационных отчислений. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждается Правительством Российской Федерации. Данная классификация была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
В соответствии с пунктом 1 названного постановления классификация основных средств может использоваться для целей бухгалтерского учета. Однако поскольку данная Классификация применяется с 1 января 2002 года (пункт 3 Постановления), то ее действие для целей бухгалтерского учета может быть распространено только на объекты основных средств, введенные в эксплуатацию после указанной даты.
По основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 года, предприятия должны начислять амортизацию в целях бухгалтерского учета в порядке, применяемом до этой даты, то есть в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н.
Пунктом 20 названного Положения предусмотрено, что срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Как видно из материалов дела, ККМ принята к бухгалтерскому учету в 1998 году, когда подлежали применению Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072, в соответствии с которыми для контрольно-кассовых аппаратов (шифр 47013) установлена норма амортизационных отчислений 11% к балансовой стоимости.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правильно указал, что при решении вопроса о привлечении ОАО "Полярис" к административной ответственности Инспекция не проверила, какие нормы амортизационных отчислений применялись ОАО "Полярис" в отношении ККМ модели "Samsung ER-4615RF" и истек ли в январе-феврале 2005 года нормативный срок амортизации данной ККМ.
Кроме того, согласно пункту 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36, по окончании срока применения модели ККМ, указанного в Государственном реестре, налоговые органы обязаны уведомить организации о снятии с учета контрольно-кассовых машин этих моделей за 30 дней до истечения срока их применения.
Как следует из Протокола ГМЭК от 12.03.2004 N 1/77-2004 ККМ модели "Samsung ER-4615RF" исключена из Государственного реестра с 01.10.2004. Следовательно, налоговый орган должен был направить ОАО "Полярис" уведомление о снятии ККМ с учета до 01.09.2004.
Материалами дела подтверждается, что такое уведомление направлено 27.12.2004 и получено заявителем 21.01.2005. Согласно же данным журнала кассира-операциониста, последняя операция с использованием указанной ККМ зарегистрирована 12.01.2005. Доказательств использования ККМ после получения уведомления Инспекция суду не представила.
В такой ситуации вывод суда об отсутствии вины ОАО "Полярис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, является обоснованным.
Довод ответчика о том, что информация об исключении ККМ из Государственного реестра была доведена до налогоплательщиков письмом МНС РФ от 12 05.2004 N 33-0-11/327@, не может быть принят судом во внимание.
Указанное письмо не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и, следовательно, не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Суд также учитывает то обстоятельство, что при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении законный представитель ОАО "Полярис" не присутствовал. Из материалов дела видно, что протокол от 09.02.2005 подписан неким Столоноговым И.С., действующим по доверенности от 31.12.2004 N 01. Вместе с тем указанная доверенность в материалах дела отсутствует, в связи с чем установить действительность полномочий гражданина Столоногова И.С. на представление интересов ОАО "Полярис" невозможно.
Таким образом, Инспекцией также нарушены требования статей 25.4, 28.2 и 25.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.04.2005 по делу N А42-1667/2005-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2005 г. N А42-1667/2005-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника