Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 июля 2005 г. N А56-30548/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Михайловской А.Е., Троицкой Н.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области Тихонова Н.В. (доверенность от 25.05.2005 N 01/5057),
рассмотрев 26.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2005 по делу N А56-30548/04 (судьи Шестакова М.А., Зайцева Е.К., Згурская М.Л.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Лужский водоканал" (далее - Предприятие) 9 640 руб. 40 коп. налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 16.12.2004 требования Инспекции удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 11.04.2005 решение суда отменено, Инспекции отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Предприятие о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Предприятием декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2004 года.
В ходе проверки Инспекция установила неуплату Предприятием 48 202 руб. НДС за январь 2004 года, вследствие невключения в базу, облагаемую НДС, 316 000 руб., перечисленных налогоплательщику на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг (распоряжение главы муниципального образования "Лужский район" от 23.01.2004 N 32-р). Инспекция указывает на то, что Предприятие выставило покупателю (муниципальному унитарному предприятию "Лужское жилищное хозяйство") счет-фактуру от 31.01.2004 N 159, в котором указало сумму оплаты за предоставленные в январе 2004 года коммунальные услуги с учетом полученных от муниципального образования бюджетных средств.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 16.04.2004 N 2046 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 9 640 руб. 40 коп. налоговых санкций.
В требовании от 21.04.2004 N 728 Инспекция предложила налогоплательщику в срок до 01.05.2004 уплатить в добровольном порядке указанную сумму налоговых санкций.
Поскольку Предприятие налоговые санкции не уплатило, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные налоговым органом требования, указав на то, что 316 000 руб., перечисленные Предприятию на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг, подлежат включению в облагаемую НДС базу за январь 2004 года, поскольку в счете счете-фактуре от 31.01.2004 N 159, выставленном Предприятием покупателю на оплату предоставленных в январе 2004 года коммунальных услуг, учтена названная сумма.
Апелляционный суд отменил решение суда, сделав вывод о том, что поскольку убытки получены Предприятием в результате реализации Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", то в данном случае следует применить положения пункта 2 статьи 154 НК РФ, предусматривающую невключение в базу по НДС сумм, полученных налогоплательщиком из бюджета в связи с реализацией услуг с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям.
Кассационная инстанция считает вывод апелляционного суда правильным.
В силу статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 НК РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Законом Ленинградской области от 31.12.2003 N 105-ОЗ "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований на покрытие убытков предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства от предоставления льгот населению в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как видно из материалов дела, Предприятие реализует коммунальные услуги населению с учетом льгот, предоставляемых отельным потребителям в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах".
На основании распоряжения главы муниципального образования "Лужский район" от 23.01.2004 N 32-р Предприятию перечислено 316 000 руб., поступивших из областного бюджета, на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Предприятием документально подтверждены суммы полученных дотаций, представлены бухгалтерские реестры, подтверждающие наличие соответствующих бухгалтерских проводок. Данные счетов бухгалтерского учета, которые принимаются во внимание при определении налогооблагаемого оборота, совпадают с данными налоговых деклараций.
В нарушение требований пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил суду доказательств того, что налогоплательщик выставил счет-фактуру от 31.01.2004 N 85 с начислением НДС на суммы полученных дотаций из бюджета.
Кроме того, из содержания акта проверки и решения налогового органа следует, что Инспекция исходила из обязательности исчисления НДС с сумм дотаций.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно применил положение пункта 2 статьи 154 НК РФ и сделал правильный вывод о том, что Предприятие правомерно не включило в базу, облагаемую НДС, суммы дотации выделенной во исполнение Законов Российской Федерации "О ветеранах".
Более того, в письме от 27.03.2002 N 16-00-14/112 Министерство финансов Российской Федерации указало на то, что на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
В пункте 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.
Названные письма и рекомендации являются разъяснением действующего законодательства и являются основанием исключающим ответственность Предприятия (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ).
Поскольку при проверке законности оспариваемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального либо процессуального права не усматривается, основания для его отмены и удовлетворения жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2005 по делу N А56-30548/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2005 г. N А56-30548/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника