Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июля 2005 г. N А56-8394/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу Волостных О.И. (доверенность от 04.04.2005 N 03-04/4897), от общества с ограниченной ответственностью "Рапид" Бердашкова А.В. (доверенность от 18.04.2005 N 7), рассмотрев 19.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2005 по делу N А56-8394/2005 (судья Калинина Л.М.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным договора от 01.07.2004 N 07/04, заключенного обществом с ограниченной ответственностью "Мидос" и обществом с ограниченной ответственностью "Рапид".
Определением суда от 25.04.2005 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с отсутствием у инспекции права на предъявление в суд исков о признании сделок недействительными.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить определение от 25.04.2005 и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. По мнению подателя жалобы, право инспекции на обращение в суд с заявлениями о признании сделок недействительными установлено статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1).
Представители ООО "Мидос" надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Рапид" заключило договор поставки от 01.07.200 N 07/04 с ООО "Мидос" на поставку товара - фруктов, закупленного по контрактам с инофирмами.
В ходе камеральной проверки налоговых деклараций, представленных в инспекцию ООО "Рапид" и ООО "Мидос", по возмещению налога на добавленную стоимость, уплаченному поставщикам, и документов налоговая инспекция пришла к выводу, что сделка (договор от 01.07.2004 N 07/04) обладает признаками недействительности. Это послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у налогового органа права на обращение в арбитражный суд с таким требованием на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"), согласно которой налоговым органам право на обращение в арбитражный суд с исками о признании сделок недействительными не предоставлено.
Кассационная инстанция такой вывод суда считает ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенные в статье 2 указанного Закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона N 943-1 налоговые органы вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительными сделок. Названный Закон не признан утратившим силу в связи со вступлением в действие Налогового кодекса Российской Федерации и является действующим, о чем свидетельствуют многочисленные изменения его редакции в период с 1999 по 2004 год. Закон определяет общие полномочия налоговых органов, необходимые для выполнения возложенных на них различных контрольных функций, в том числе и в сфере налоговых правоотношений при осуществлении контроля за полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов.
Отсутствие аналогичной нормы в части первой Налогового кодекса Российской Федерации не лишает налоговые органы прав, предоставленных вышеназванным Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункта 3 статьи 11 Закона N 943-1" следует читать "пункта 11 статьи 7 Закона N 943-1"
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.07.2001 N 138-О разъяснил постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": в случае непоступления в бюджет соответствующих средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено названной статьей Закона. Указанное определение вынесено в период действия части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также Закона N 943-1, что свидетельствует о наличии у налоговых органов права предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными на основании пункта 3 статьи 11 Закона N 943-1.
Таким образом, поскольку спор, предметом которого является признание ничтожной сделки недействительной, подведомствен арбитражному суду, у Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области не было оснований для прекращения производства по делу.
С учетом изложенного определение суда от 25.04.2005 подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2005 по делу N А56-8394/2005 отменить.
Дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу требований по существу.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июля 2005 г. N А56-8394/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника