Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июля 2005 г. N А26-456/2005-210
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Кирейковой Г.Г., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 20.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.03.2005 по делу N А26-456/2005-210 (судья Гарист С.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-лес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия; далее - Инспекция) от 25.10.2004 N 10-04/408, принятого по результатам камеральной проверки измененной декларации Общества по ставке 0 процентов за март 2002 года.
Решением от 25.03.2005 суд признал оспариваемое решение налогового органа недействительным, установив правомерность предъявления Обществом к вычету 96 142 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2002 года.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении его заявления. По мнению налогового органа, суд неправильно применил нормы материального права.
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, установила следующее.
Инспекция провела камеральную проверку представленных налогоплательщиком 23.07.2004 вместе с измененной декларацией по НДС по ставке 0 процентов за март 2002 года документов для подтверждения его права на применение указанной ставки налога и налоговых вычетов. По итогам проверки налоговый орган установил неправомерное заявление налоговых вычетов в сумме 96 142 руб., что отразил в докладной записке от 11.10.2004. Рассмотрев материалы камеральной проверки, Инспекция вынесла решение от 25.10.2004 N 10-04/408, которым Обществу отказала в привлечении к налоговой ответственности и предложила уплатить 34 056 руб. доначисленного НДС, уменьшив на 62 087 руб. исчисленный к вычету в завышенных размерах НДС.
Вывод налогового органа основан на том, что налогоплательщик в нарушение статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в декларации по НДС по налоговой ставке 20 процентов неверно отразил сумму налоговых вычетов по материальным ресурсам, использованным в производстве товара, реализованного на внутреннем рынке. При этом налоговый орган не оспаривает ту методику расчета экспортного и внутреннего НДС, которая установлена приказом Общества.
Суд, признавая незаконным решение налогового органа, указал, что "все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, были представлены Обществом, соответственно, правомерно применены налоговые вычеты".
Кассационная инстанция считает, что суд неправильно применил нормы материального права, в силу чего им вынесено необоснованное решение, подлежащее отмене.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов (пункт 1 статьи 164 НК РФ), и порядок реализации этого права установлены статьями 165, 171 - 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на суммы налога (вычеты), предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) принимается к вычету при соблюдении четырех условий: товары (работы, услуги) приняты на учет; НДС по ним уплачен; имеется счет-фактура, выставленный поставщиком товаров (работ, услуг); товары (работы, услуги) предназначены для использования в операциях, облагаемых НДС.
По товарам (работам, услугам), используемым в рамках экспортных операций, предусмотрено еще одно условие пунктом 3 статьи 172 НК РФ - представление в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов, а также документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Таким образом, по товарам (работам, услугам), предназначенным для экспортных операций, "входной" НДС можно принять к вычету только при соблюдении всех перечисленных условий.
Закон не связывает право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям с применением налоговых вычетов и ведением раздельного учета "входного" НДС, который позволял бы правильно определить ту сумму налога, которая относится к операциям, облагаемым НДС по ставке 0 процентов.
Вместе с тем по настоящему делу налогоплательщик вместе с требованием о применении ставки 0 процентов по экспортным оборотам заявил к вычетам НДС.
Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
Согласно пункту 6 статьи 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров, облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Из данных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщику вменено в обязанность вести учет таким образом, чтобы иметь возможность определить налоговую базу по операциям, облагаемым по различным ставкам. На необходимость ведения раздельного учета сумм "входного" налога указано в пункте 3 статьи 172 НК РФ, предусматривающем особый порядок налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций. При этом установленная особенность возмещения НДС относится ко всем, без исключения, структурным составляющим, использованным для производства и реализации товаров в таможенном режиме экспорта, а именно: сырье, материалы, расходы на приобретение топлива, энергии, воды, транспортные услуги сторонних организаций и прочие общепроизводственные и общехозяйственные расходы организации (либо расходы на продажу).
Правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом Российской Федерации не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.
При этом следует иметь в виду, что производить деление сумм НДС по расходам, относящимся к реализации товара как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами, необходимо в любом случае. Принятая в Обществе методика учета "входного" НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров на экспорт. Эта часть "входного" налога подлежит возмещению в момент подтверждения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Приказом от 29.12.2001 N 15 налогоплательщик утвердил учетную политику организации на 2002 год. Пунктом 2 данного приказа предусмотрено, что выручка для исчисления НДС определяется по оплате, а доля НДС по лесозаготовительной и торговой деятельности принимается к возмещению при экспортных поставках пропорционально выручкам внутренних и экспортных сделок. Из буквального толкования данного пункта, в том числе его второй части, следует, что выручка по всем операциям, связанным с исчислением НДС, в том числе по экспортным операциям, по вычетам, по определению доли подлежащего возмещению НДС по экспортным и внутренним операциям, определяется по показателю "оплата". Следовательно, расчет долей НДС, приходящихся на экспорт и на внутренний рынок, произведенный Обществом в спорный налоговый период, противоречит утвержденной налогоплательщиком учетной политике, в силу чего является неправильным. В данном пункте такой показатель определения выручки, "отгрузка товара" не указан.
При таких обстоятельствах вывод Инспекции о том, что Обществом неверно отражена сумма налоговых вычетов по материальным ресурсам, использованным в производстве товаров, реализованных на внутреннем рынке, соответствует материалам дела и является правильным.
Учитывая, что судом не исследовался вопрос о соответствии примененного налоговым органом расчета доли НДС, подлежащей вычетам по внутреннему рынку, ни условиям учетной политики, утвержденной налогоплательщиком (правильность принятой Обществом учетной политики налоговый орган не оспаривает), ни размеру, то обжалуемое решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.03.2005 по делу N А26-56/2005-210 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2005 г. N А26-456/2005-210
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника