Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 июля 2005 г. N А52-880/2005/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 26.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 28.03.2005 по делу N А52-880/2005/2 (судья Разливанова Т.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Промпереработка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция), выразившегося в непринятии решения о начислении процентов за несвоевременно возвращенную заявителю сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по декларации за март 2004 года, а также об обязании возместить 6 222 руб. 04 коп. процентов.
Решением суда от 28.03.2005 заявление общества удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, налоговым органом не нарушены сроки принятия решения об отказе в возмещении налогоплательщику сумм НДС, а следовательно, оснований для начисления процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не имеется. Инспекция считает, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено начисление процентов на сумму налога, в возмещении которой решением налогового органа отказано. Кроме того, по мнению инспекции, пунктом 4 статьи 176 НК РФ на налоговый орган не возложена обязанность начислять проценты или принимать решение об их выплате.
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явились, поэтому жалоба рассмотрена без их участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что общество 20.04.2004 представило в инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за март 2004 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, а 07.05.2004 обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет 183 542 руб. НДС.
Инспекция провела камеральную проверку представленной декларации и приложенных к ней документов, по результатам которой приняла решение от 20.07.2004 N 18-07/1692 о возмещении обществу 48 119 руб. и отказе в возмещении 135 423 руб. НДС.
Общество обжаловало решение инспекции в части отказа в возмещении 135 423 руб. НДС в Арбитражный суд Псковской области, который решением от 16.09.2004 по делу N А52/4362/2004/2 удовлетворил требования налогоплательщика.
Во исполнение решения суда от 16.09.2004 инспекция зачла обществу 90 452 руб. 41 коп. НДС и платежным поручением от 17.12.2004 N 478 возвратила на расчетный счет 44 970 руб. 59 коп. НДС. При этом на возвращенную обществу сумму НДС налоговым органом проценты не начислялись и не выплачивались.
Общество, считая незаконным бездействие инспекции - несвоевременный возврат НДС за март 2004 года и неначисление 6 222 руб. 04 коп. процентов на несвоевременно возвращенную сумму налога, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд исходил из того, что вынесение налоговым органом незаконного решения об отказе обществу в возмещении 135 423 руб. НДС повлекло несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Суд кассационной инстанции считает принятый по делу судебный акт законным и не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
Согласно положениям пункта 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога путем возврата производится не позднее трех месяцев, считая со дня подачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных соответственно пунктом 6 статьи 164 и статьей 165 НК РФ, которые подтверждают право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение, предоставляемое в двух формах - зачета или возврата.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, налоговый орган при наличии заявления налогоплательщика не позднее последнего дня трехмесячного срока принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения инспекции о возврате НДС, плюс две недели, предоставленные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
При нарушении сроков, предусмотренных статьей 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что инспекция приняла в установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ срок решение об отказе обществу в возмещении из бюджета НДС по декларации за март 2004 года, которое судебным актом признано недействительным. Это означает, что инспекцией в установленный срок не принято решение, которое надлежало принять - решение о возмещении из бюджета указанной в декларации суммы налога.
Из содержания абзаца двенадцатого пункта 4 статьи 176 НК РФ следует, что начисление процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата налога. Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Таким образом, суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что при вынесении инспекцией решения об отказе в возмещении из бюджета НДС в пределах трехмесячного срока, установленного статьей 176 НК РФ, проценты на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ не начисляются.
Проценты начисляются налоговым органом в порядке, аналогичном порядку возмещения НДС, о чем указывается в соответствующем решении (заключении), направляемом в органы федерального казначейства для исполнения этого решения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета. Это следует и из совместного приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н "О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость".
С учетом изложенного Инспекция обязана обеспечить выплату налогоплательщику процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, путем направления в органы федерального казначейства соответствующего заключения.
Поскольку налоговый орган такого решения (заключения) в отношении процентов не вынес, суд обоснованно обязал его начислить обществу проценты в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Размер процентов подтвержденный расчетом заявителя, инспекция не оспаривает.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемый судебный акт законным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28.03.2005 по делу N А52-880/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2005 г. N А52-880/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника