Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 августа 2005 г. N А56-45367/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Казанцевой Р.В., Шпачевой Т.В.,
при участии от ООО "Лента" Сарафанова Р.А. (доверенность от 22.07.2005 N ЛК-0055/5), от Инспекции Гришиной Е.Ю. (доверенность от 27.01.2005 N 17/1083), рассмотрев 28.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2004 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2005 (судьи Черемушкина В.В., Протас Н.И., Попова Н.М.) по делу N А56-45367/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогом и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга ( в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Выборгскому району Санкт-Петербурга, далее - Инспекция) от 27.10.2004 N 194-А о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 28.12.2004 требования Общества удовлетворены, постановление Инспекции от 27.10.2004 N 194-А признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты как принятые с нарушением действующих норм материального и процессуального права в связи с недостаточно исследованными обстоятельствами, имеющими существенное значение для правильного разрешения дела.
По мнению подателя жалобы, Положение о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции, утвержденное распоряжением Лицензионной палаты администрации Санкт-Петербурга от 21.01.2000 N 02-р (далее - Положение о лицензировании), не противоречит пункту 4 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон), а дополняет его, устанавливая порядок выдачи и оформления лицензии.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.10.2004 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции в принадлежащем ему торговом комплексе "Лента 5", расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 11. В ходе проверки установлено, что розничная продажа алкогольной продукции производится без соответствующей лицензии. Обществом представлена лицензия от 23.06.2004 N 01906/2004 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресам: Санкт-Петербург, Таллинское шоссе, д. 159; ул. Шереметьевская, д. 11, лит. А; просп. Энергетиков, д. 16, лит. А; ул. Савушкина, д. 112; ул. Бухарестская, д. 69, лит. А.
По итогам проверки Инспекция составила протокол от 18.10.2004 N 190-А об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании данного протокола и материалов проверки Инспекцией принято постановление от 27.10.2004 N 194-А о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Судом установлено, что Общество имеет лицензию от 23.06.2004 серии ЛП СПб N 78-042855, регистрационный номер 01906/2004, на право осуществления розничной продажи спиртосодержащей продукции, в которой указано, что ее действие распространяется на розничную продажу алкогольной продукции по адресам: Санкт-Петербург, Таллинское шоссе, д. 159; ул. Шереметьевская, д. 11, лит. А; просп. Энергетиков, д. 16, лит. А; ул. Савушкина, д. 112, лит. А; ул. Бухарестская, д. 69, лит. А.
По мнению Инспекции, отсутствие в указанном перечне объектов вновь созданного структурного подразделения "ТК Лента 5", расположенного по адресу: Выборгское шоссе, д. 11, лишает Общество права на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на этом объекте.
Удовлетворяя требования Общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что у Общества имелась лицензия от 23.06.2004 на розничную продажу алкогольной продукции сроком действия до 23.06.2007, которая в соответствии с частью 4 статьи 19 Закона распространяется на деятельность входящих в состав юридического лица структурных подразделений. Суд отклонил ссылку Инспекции на Положение о лицензировании, исходя из того, что в силу статей 5 и 6 Закона порядок выдачи лицензий относится к компетенции Российской Федерации, поэтому законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить или устанавливать другие нормы, не соответствующие законодательству Российской Федерации.
Придя к правильному выводу о возможности распространения действия лицензии, выданной юридическому лицу, на его структурные подразделения, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующих обстоятельств.
Пунктом 10 статьи 18 Закона предусмотрено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений указанного Закона.
В Санкт-Петербурге данный порядок установлен распоряжением Лицензионной палаты администрации Санкт-Петербурга от 21.01.2000 N 02-р (в редакции от 13.04.2004) "Об утверждении положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге", которое принято во исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 17.01.2000 N 28-р "О мерах по реализации Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Этим же Законом предусмотрена необходимость к заявлению о предоставлении лицензии прилагать копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии возможности у соискателя лицензии соблюдать установленные лицензионные требования и условия.
Перечень таких документов содержится в пункте 5 распоряжения Лицензионной палаты администрации Санкт-Петербурга от 21.01.2000 N 02-р. К их числу относятся характеристика объекта лицензирования (вид объекта, специализация, занимаемая площадь); положительные заключения специально уполномоченных на то органов о соответствии торговых и складских помещений предъявляемым санитарным и эпидемиологическим требованиям, противопожарным нормам и требованиям; документы, подтверждающие право пользования объектом, помещением; справка налогового органа о регистрации установленных на объекте или в помещении контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 8 этого распоряжения в лицензии указывается в том числе и адрес территориально обособленного объекта, на котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Названное распоряжение Лицензионной палаты соответствует статье 19 Закона, согласно которой лицензиат представляет в лицензирующий орган вместе с заявлением определенный перечень документов, в том числе положительные заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации (заявителя) санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям, а также требованиям техники безопасности.
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что лицензия хотя и дает право на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, однако в ней должны быть указаны объекты, на которых лицензиатом будет производиться продажа алкогольной продукции. Это обусловлено тем, что лицензирующему органу необходимо проверить эти объекты на соответствие их установленным лицензионным требованиям и условиям.
Применительно к норме Закона о том, что действие лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений, следует говорить не о получении лицензии на каждый территориально обособленный объект, а о том, что в лицензии должны быть указаны все объекты, где эта деятельность будет осуществляться лицензиатом. Иначе, получив лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции на объекте, который отвечает лицензионным требованиям и условиям, лицензиат сможет заниматься этой деятельностью на любом другом объекте, который не соответствует условиям и требованиям, предъявляемым к этому виду деятельности.
В данном случае сфера действия выданной Обществу лицензии на момент проверки была ограничена указанными в ней объектами, к числу которых объект "ТК Лента 5", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 11, не относился.
В соответствии со статьей 3 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987 (в редакции от 02.11.2000 N 840), продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Розничная продажа алкогольной продукции на объекте "ТК Лента 5" осуществлялась Обществом без выданной в установленном порядке лицензии, поэтому Инспекция правомерно привлекла его к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2005 по делу N А56-45367/04 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Лента" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга от 27.10.2004 N 194-а отказать.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к норме Закона о том, что действие лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений, следует говорить не о получении лицензии на каждый территориально обособленный объект, а о том, что в лицензии должны быть указаны все объекты, где эта деятельность будет осуществляться лицензиатом. Иначе, получив лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции на объекте, который отвечает лицензионным требованиям и условиям, лицензиат сможет заниматься этой деятельностью на любом другом объекте, который не соответствует условиям и требованиям, предъявляемым к этому виду деятельности.
...
В соответствии со статьей 3 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987 (в редакции от 02.11.2000 N 840), продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Розничная продажа алкогольной продукции на объекте "ТК Лента 5" осуществлялась Обществом без выданной в установленном порядке лицензии, поэтому Инспекция правомерно привлекла его к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2005 г. N А56-45367/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника