Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 августа 2005 г. N А26-1422/2005-216
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Старченковой В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Севербуммаш" Фотина А.В. (доверенность от 01.07.2005),
рассмотрев 08.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2005 по делу N А26-1422/2005-216 (судья Романова О.Я.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Севербуммаш" (далее - ООО "Севербуммаш", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным заключения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - Инспекция) от 03.03.2005 N 3.1-04/7245 в части отказа в возмещении 140 400 руб. налога на добавленную стоимость по экспорту за ноябрь 2004 года.
Решением суда от 11.04.2005 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и вынести новое решение. По мнению подателя жалобы, указание поставщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Тантум" (далее - ООО "Инвестиционная компания "Тантум") в выставленных Обществу и оплаченных им счетах-фактурах адреса, по которому ООО "Инвестиционная компания "Тантум" никогда не располагалось, свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в названных документах, даже если этот адрес идентичен юридическому адресу, указанному в его учредительных документах.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Инспекция о времени и месте слушания дела надлежаще извещена, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в Инспекцию представлены налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2004 года и пакет документов, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в связи с экспортом товаров, а также документы, подтверждающие фактическую уплату заявленной к возмещению суммы налога поставщику экспортной продукции. В налоговой декларации налогоплательщик указал выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявил к возмещению из бюджета 1 085 296 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг).
Инспекция провела камеральную проверку представленных Обществом декларации и документов, по результатам которой составила заключение от 03.03.2005 N 3.1-04/7245. Названным ненормативным актом Инспекция отказала заявителю в возмещении из федерального бюджета 155 030 руб. налога на добавленную стоимость и возместила 930 266 руб.
Основанием для отказа в возмещении налога послужило, в частности, следующее.
Представленные Обществом счета-фактуры от 30.07.2004 N 117, от 31.08.2004 N 119 и от 30.09.2004 N 128 в нарушение положений статьи 169 НК РФ содержат недостоверные сведения: указан адрес поставщика (ООО "Инвестиционная компания "Тантум") - г. Петрозаводск, ул. Советская, д. 19а, по которому согласно письму Управления по налоговым преступлениям МВД Республики Карелия от 11.01.2005 N 8/2 ООО "Инвестиционная компания "Тантум" никогда не располагалось.
Общество не согласилось с решением налогового органа в части отказа в возмещении 140 400 руб. налога на добавленную стоимость и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Суд, удовлетворяя требования ООО "Севербуммаш", правомерно указал на необоснованность доводов, содержащихся в решении Инспекции, в части, касающейся ненадлежащего оформления поставщиком счетов-фактур: на добросовестного налогоплательщика не может быть возложена обязанность проверять юридический адрес поставщика.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Как следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, а также на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога поставщику, реального экспорта конкретного товара и представления полного пакета документов, указанных в статье 165 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ, а порядок заверения данных счета-фактуры предусмотрен в пункте 6 этой же статьи. Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом пунктом 5 статьи 169 НК РФ предусмотрены сведения, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), в том числе адрес налогоплательщика и покупателя (подпункт 2 названной нормы). В данном случае в выставленных ООО "Инвестиционная компания "Тантум" и оплаченных Обществом счетах-фактурах указаны все сведения (в том числе адрес поставщика, являющийся его юридическим адресом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.04.2005; лист дела 37), предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, которые соответствуют аналогичным реквизитам, содержащимся в договоре поставки от 01.07.2004 N 11/1 (лист дела 6). Вместе с тем нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе и пунктами 5-6 статьи 169 НК РФ, на покупателя товаров (работ, услуг) не возлагается ответственность за достоверность указанных в счетах-фактурах сведений о местонахождении продавца этих товаров (работ, услуг).
Суд, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, не установил факта недобросовестности Общества при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов.
Поскольку материалами дела подтверждается выполнение налогоплательщиком предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации условий для применения налоговых вычетов, а также установлены факты приобретения, оплаты и экспорта товара, оспариваемое заключение Инспекции в обжалуемой части правомерно признано недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2005 по делу N А26-1422/2005-216 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2005 г. N А26-1422/2005-216
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника