Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июля 2005 г. N А56-46704/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В., Кочеровой Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" Садретдинова Т.Т. (доверенность от 25.07.05), Александровой И.Ю. (доверенность от 25.07.05), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга Вертилецкой Н.И. (доверенность от 14.01.05 N 20-05/354),
рассмотрев 26.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.05 (судья Ульянова М.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.05 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Фокина Е.А.) по делу N А56-46704/2004,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (правопреемник - Инспекция Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга; далее - инспекция) от 30.09.04 N 4150241 в части предложения уплатить 145 284 руб. налога на прибыль и 1 561,932 тыс. руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением от 18.01.05 суд удовлетворил требования заявителя.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.04.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обществом в бюджет НДС за период с 04.03.03 по 30.06.04, а также соблюдения валютного законодательства за период с 04.03.01 по 31.12.03. По результатам проверки налоговым органом составлен акт, на основании которого принято решение от 30.09.04 N 4150241 о доначислении 145 284 руб. налога на прибыль и 2 878 332 руб. НДС.
Согласно акту проверки обществом занижен налог на прибыль ввиду неправомерного уменьшения полученных доходов на покупную стоимость товаров (605 300 руб.) при отсутствии документов, подтверждающих величину расходов. Названный вывод сделан инспекцией в связи с непредставлением обществом к проверке товарных и товарно-транспортных накладных, на основании которых произведено принятие на учет материальных ценностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Пунктом 19 статьи 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом.
Как следует из материалов дела, обществом заключены договоры поставки, в которых оно выступает покупателем товаров. Договорами предусмотрено, что товар принимается по товарным накладным. Доставку товара на склад покупателя осуществляет поставщик, расходы поставщика, связанные с отгрузкой и транспортировкой товара, входят в цену товара.
Ссылка инспекции на неподтвержденность факта передачи товаров от продавца к покупателям, которая основана только на том, что общество не представило в налоговый орган товарно-транспортные накладные, подтверждающие получение товара от поставщиков и его отгрузку покупателям, не может быть признана обоснованной.
Как видно из материалов дела, факт оприходования обществом товара подтверждается товарными накладными, составленными по форме N ТОРГ-12 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций", которые являются надлежащими доказательствами поступления товара покупателю. Судом установлено, что обществом в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ представлены все необходимые первичные документы в подтверждение заявленной суммы расходов, а также то, что представленные товарные накладные, соответствующие установленной форме N ТОРГ-12, являются надлежащим первичным документом, подтверждающим принятие на учет товара, полученного от поставщиков.
Следовательно суд обоснованно признал неправомерными выводы инспекции об отсутствии документального подтверждения понесенных расходов и доначислению налога на прибыль.
Согласно акту выездной налоговой проверки также установлено неправомерное включение в состав налоговых вычетов и предъявления к возмещению из бюджета 1 561,932 тыс. руб. НДС в связи с отсутствием у общества товарно-транспортных накладных на товары, приобретенные у российских поставщиков.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Статьей 172 НК РФ установлен порядок применения налоговых вычетов. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты после принятия приобретенных товарно-материальных ценностей на учет и только при наличии счетов-фактур, а также документов, подтверждающих факт уплаты налога поставщикам товаров (работ, услуг).
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что отгрузка товара по договорам поставки на территории Российской Федерации осуществлялась за счет покупателя товара (включалась в цену товара) транспортом поставщика, в связи с чем общество не осуществляло транспортировку этого товара и соответственно не оформляло товарно-транспортные накладные.
Обоснованность и законность принятия приобретенного товара на учет подтверждаются представленными обществом товарными накладными его поставщиков.
В доначисленную сумму НДС оспариваемым по данному делу решением инспекции включена также сумма заниженного НДС в размере 1 436,632 тыс. руб., доначисленная решением инспекции от 20.04.04 N 20/165. Указанное решение инспекции было обжаловано обществом в судебном порядке.
Решением арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.04 по делу N А56-20077/04, вступившим в законную силу, установлена правомерность предъявления к возмещению из бюджета 1 436,632 тыс. руб. НДС.
Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ указанные обстоятельства признаны имеющими силу преюдиции и не нуждающимися в доказывании вновь.
Ввиду изложенного кассационная инстанция считает, что судебные инстанции законно и обоснованно признали недействительным оспариваемое решение налогового органа.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 18.01.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.05 по делу N А56-46704/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июля 2005 г. N А56-46704/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника