Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 июля 2005 г. N А42-3357/04-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В., Кочеровой Л.И.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области Белоцкой М.В. (доверенность от 15.04.05),
рассмотрев 26.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.05 по делу N А42-3357/04-25 (судьи Згурская М.Л., Борисова Г.В., Черемошкина В.В.),
установил:
14 отряд государственной противопожарной службы по охране города Кандалакши (далее - 14 отряд ГПС) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области (правопреемник - Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области; далее - инспекция) от 17.02.04 N 10 о взыскании налога (сбора), пеней и присужденного штрафа за счет имущества и обязании инспекции списать задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.01.
Решением от 08.10.04 суд удовлетворил требования заявителя.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.05 решение суда от 08.10.04 изменено. Признано недействительным постановление инспекции от 17.02.04 N 10 о взыскании налога (сбора), пеней и присужденного штрафа за счет имущества. В остальной части решение суда от 08.10.04 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить постановление в части признания недействительным постановления инспекции от 17.02.04 N 10 о взыскании налога (сбора), пеней и присужденного штрафа за счет имущества.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
14 отряд ГПС о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.01.01 года за 14 отрядом ГПС числится 717 436 руб. 98 коп. задолженности по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды и 2 332 169 руб. 39 коп пеней.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), с 1 января 2001 года осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 70 НК РФ предусмотрено выставление требования об уплате налога не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Из материалов дела следует, что задолженность подтверждается актом сверки расчетов по страховым взносам и пеням от 29.05.01 между Пенсионным фондом Российской Федерации и инспекцией. Требование на уплату задолженности по страховым взносам и пеням направлено инспекцией 12.07.01 с предложением добровольной уплаты до 16.07.01.
Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанности по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассовые поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Инспекцией 12.09.01 принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств в размере 3 111 975 руб. 02 коп. и направлены инкассовые поручения в банк. В связи с отсутствием денежных средств инкассовые поручения помещены в картотеку. Судом установлено, что данные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Инспекцией 29.12.01 принято решение о реструктуризации задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды, имеющейся по состоянию на 01.01.01. 29.04.02 решение о реструктуризации отменено в связи с невыполнением его условий.
Согласно статье 47 НК РФ в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствия информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога на счет имущества налогоплательщика-организации. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа.
Срок вынесения такого решения Налоговым кодексом Российской Федерации не установлен, поскольку в таком случае изменяется лишь способ исполнения решения о взыскании налогов и пеней в бесспорном порядке. Взыскание налога производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом "Об исполнительном производстве". Инспекцией 17.02.04 принято оспариваемое по данному делу постановление о взыскании налога (сбора) за счет имущества.
Основания, запрещающие инспекции взыскивать в бесспорном порядке суммы налогов и пеней, ранее включенные в реструктурируемую задолженность, также налоговым законодательством не предусмотрены.
Таким образом, решение о прекращении реструктуризации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате оставшейся задолженности по налогам и сборам.
В этом случае в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения реструктуризации налоговые органы принимают меры по взысканию задолженности. Однако, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.
Вместе с тем, по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса.
Ссылка суда апелляционной инстанции на недоказанность инспекцией отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика опровергается материалами дела. Спора по сумме задолженностей и пеней, исходя из оснований, изложенных в заявлении, между сторонами не имеется.
Поэтому постановление суда апелляционной инстанции от 25.04.05 в части признания недействительным постановления инспекции от 17.02.04 N 10 о взыскании налога (сбора), пеней и присужденного штрафа за счет имущества подлежит отмене. В данной части следует оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В остальной части постановление следует оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.05 по делу N А42-3357/04-25 отменить в части признания недействительным постановления инспекции от 17.02.04 N 10 о взыскании налога (сбора), пеней и присужденного штрафа за счет имущества. В данной части оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2005 г. N А42-3357/04-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника