Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 августа 2005 г. N А56-10646/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 03.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2005 по делу N А56-10646/2005 (судья Градусов А.Е.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Долженкова Александра Ивановича (далее - Предприниматель) 5400 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2002 - 2004 годы, а также 327 руб.70 коп. пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2003 и 2004 годы.
Решением суда первой инстанции от 15.04.2005 заявленные Управлением фонда требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Предпринимателя 5400 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2002-2004 годы. В удовлетворении требований в части взыскания пеней отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда в части отказа во взыскании с плательщика 15 руб. 48 коп. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2004 год, и удовлетворить заявление Управления фонда в этой части. По мнению подателя жалобы, срок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2004 год - 31.12.2004. Федеральным законом от 02.12.2004 N 157-ФЗ внесены дополнения в пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), устанавливающие срок уплаты названных платежей - не позднее 31 декабря текущего года. Данный закон опубликован в издании "Собрание законодательства Российской Федерации" 06.12.2004, а потому вступил в силу с 16.12.2004 (по истечении 10 дней с момента официального опубликования). Следовательно, Управление фонда в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона N 167-ФЗ правомерно начислило Предпринимателю пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2004 год.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции установлено следующее.
Управление фонда в январе 2005 года в связи с неуплатой Предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2002-2004 годы направило плательщику требование от 27.01.2005 N 219 об уплате в срок до 04.02.2005 задолженности по страховым взносам в сумме 5 400 руб., а также 327 руб. 70 коп. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2003 - 2004 годы. Требование Предпринимателем в установленный срок не исполнено.
Поскольку взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закон N 167-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Управлением фонда требования частично. Отказывая заявителю во взыскании с Предпринимателя пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2003 и 2004 годы, суд указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона N 167-ФЗ пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сроки. По мнению суда, срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере до принятия Федерального закона от 02.12.2004 N 157-ФЗ установлен не был. Следовательно, основания для взыскания пеней отсутствуют.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что решение суда подлежит отмене ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, Долженков Александр Иванович зарегистрирован в 1996 году мэрией Кировского района Ленинградской области в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем ему выдано свидетельство от 15.04.1996 N 4373 (лист дела 7).
Статья 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 76-ФЗ) обязывает каждое физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года (даты вступления в силу этого Закона), представить в регистрирующий орган по месту своего жительства определенные документы, которые позволяют идентифицировать это лицо и подтверждают его статус в качестве индивидуального предпринимателя. Перечень документов различается в зависимости от того, является индивидуальный предприниматель гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства. Представление данных документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона N 76-ФЗ, вносится регистрирующим органом в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании представленных в соответствии со статьей 3 данного Закона документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Этот документ называется "Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года" и оформляется в установленном порядке (форма N Р67001).
Неисполнение физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, предусмотренной в статье 3 Закона N 76-ФЗ обязанности, влечет конкретные правовые последствия.
Если до 1 января 2005 года (то есть до 31 декабря 2004 года включительно) такое лицо не представит необходимые документы в регистрирующий орган, то с этой даты его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, совершенная по действовавшему ранее законодательству, утрачивает силу. При этом данное лицо после 1 января 2005 года вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными федеральными законами, - с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
Как следует из материалов дела, заявление Управления фонда о взыскании с Предпринимателя недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере и пеней принято судом к производству 18.03.2005, что подтверждается определением от 18.03.2005 о принятии заявления к производству.
В составе документов, приложенных к заявлению в суд, Управлением фонда представлено свидетельство о государственной регистрации Долженкова Александра Ивановича в качестве индивидуалъного предпринимателя от 15.04.96, серия N 4373. Документов, подтверждающих наличие у названного физического лица статуса индивидуального предпринимателя после 01.01.2005, в деле нет.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2003 N 577) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 года - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
С 1 января 2004 года регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы".
В соответствии с приложением к Правилам ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений утвержден Перечень государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. В данный перечень входят и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции не выяснено: подведомственно ли данное дело арбитражному суду, имел ли Долженков Александр Иванович статус индивидуального предпринимателя на момент принятия судом к производству заявления Управления фонда. Суд не истребовал и Управление фонда не представило сведений о перерегистрации Долженкова Александра Ивановича в соответствии со статьей 3 Закона N 76-ФЗ либо о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя после 01.01.2005 в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Поскольку обстоятельства дела, имеющие существенное значение для разрешения спора в арбитражном суде, судом первой инстанции исследованы неполно, решение суда подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит выяснить, имел ли Долженков Александр Иванович статус индивидуального предпринимателя на момент принятия арбитражным судом к производству заявления Управления фонда о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней; истребовать необходимые документы, подтверждающие или опровергающие этот факт, исследовать представленные доказательства, дать им правовую оценку и принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2005 по делу N А56-10646/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2005 г. N А56-10646/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника