Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 августа 2005 г. N А05-26155/04-26
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2005 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2006 г.
Резолютивная часть постановления оглашена 27.07.2005.
Полный текст постановления изготовлен 01.08.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Турагентство "Свобода" Третьякова С.Н. (доверенность от 29.11.2004),
рассмотрев 27.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение от 11.03.2005 (судья Ипаев С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 22.04.2005 (судьи Волков Н.А., Бушева Н.М., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-26155/04-26,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Турагентство "Свобода" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 4.1 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску; далее - инспекция) от 22.10.2004 N 01/1-24-19/6252 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекция подала в арбитражный суд встречное заявление о взыскании с общества 1 290 127 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 345 209 руб. пеней по этому налогу и 258 025 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 11.03.2005 заявление общества удовлетворено, в удовлетворении встречного заявления инспекции отказано.
Общество не согласилось с решением суда в части вывода об отсутствии у заявителя права на освобождение его от обязанностей плательщика НДС и обжаловало судебный акт в апелляционном порядке. Постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2005 решение суда оставлено без изменения. Инспекция не обжаловала решение суда в апелляционном порядке.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что реализация турпутевок от туроператора - турагенту и от турагента - туристу является услугой, ошибочен. Кроме того, суд согласился с доводами инспекции об утрате обществом права на освобождение от уплаты НДС, а следовательно, можно определить налоговую базу по НДС от операций по оказанным услугам и в этой части удовлетворить требования налогового органа.
В судебном заседании представитель общества просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения. При этом он пояснил, что налоговая база по НДС за оказанные услуги им исчислена, соответствующие расчеты представлены налоговому органу и подлежащая уплате сумма налога перечислена в бюджет, в подтверждение чего сослался на платежные поручения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
Инспекция провела выездную проверку деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 25.01.2002 по 31.12.2003, по итогам которой составила акт от 30.09.2004 N 24-19/1379 и вынесла решение от 22.10.2004 N 01/1-24-19/6252 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговым органом установлено, что в проверяемом периоде общество осуществляло турагентскую деятельность (реализовывало населению путевки, приобретенные у туроператоров по договорам купли-продажи туристического продукта) на основании лицензии от 03.04.2002 N 0010884, серия "ТД", выданной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (т.1, л.д.10). Считая себя посредником между туроператорами и населением, общество исчисляло НДС с комиссионного вознаграждения, определяемого как разница между продажной и покупной ценой путевок.
Инспекция переквалифицировала агентские договоры на договоры купли - продажи и исчислила НДС с полной стоимости реализованных обществом путевок.
Поводом для переквалификации агентских договоров послужил вывод налогового органа о том, что общество не выполняло условий этих договоров: не предоставляло отчетов туроператорам (принципалам) о выручке от реализации путевок, не передавало им всю полученную выручку, не выставляло в их адрес счетов-фактур на сумму комиссионного вознаграждения, а туроператоры не возмещали расходы, связанные с исполнением агентского поручения и не выплачивали агентского вознаграждения.
Не согласившись с переквалификацией сделок и доначислением НДС, пеней и штрафа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что решение инспекции о переквалификации правомерно признано судами незаконным.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) реализация туристских путевок осуществляется в рамках турагентской или туроператорской деятельности.
Согласно статье 1 Закона N 132-ФЗ турагентом является организация, осуществляющая турагентскую деятельность по реализации туристского продукта, в том числе оформленного туристской путевкой.
В связи с этим реализация турфирмой туристской путевки, приобретенной у другой турфирмы, в соответствии с вышеуказанным законом рассматривается как турагентская деятельность.
Реализация же турфирмой собственных путевок (сформированных из комплекса услуг, входящих в состав тура: по размещению, перевозке, питанию, экскурсионных услуг и др.) относится к туроператорской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что предметом договоров, имеющихся в материалах дела, является купля-продажа уже сформированных иными турфирмами туристских путевок, поэтому судом сделан правомерный вывод о том, что налоговая база при исчислении НДС должна определяться в соответствии со статьей 156 НК РФ. Оставляя решение суда без изменений, суд апелляционной инстанции признал правильным вывод суда о том, что общество осуществляло деятельность по передаче услуг туроператора покупателям за вознаграждение, то есть агентскую деятельность.
В кассационную инстанцию доказательств обратного налоговым органом также не представлено, а потому оснований для переоценки судебных решений не имеется.
Доводы инспекции о том, что суды не исследовали расчеты сумм выручки от реализации турпутевок за 2002 и 2003 год, которые составлены таким образом, что позволяют рассчитать налоговую базу по НДС с агентского вознаграждения, и не предложили налоговому органу рассчитать сумму НДС с агентского вознаграждения, не принимаются кассационной инстанцией.
Судом первой инстанции установлено, что инспекция не определяла объекта обложения налогом с посреднических услуг и не исчисляла суммы НДС с этого объекта.
Как правильно указал суд первой инстанции, определение объекта обложения налогом, исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и пеней за несвоевременную уплату налога, осуществление контрольных налоговых мероприятий, в том числе привлечение к налоговой ответственности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены на налоговые органы. Такие обязанности не возложены на арбитражные суды и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Следовательно, в силу указанного законодательства арбитражные суды не вправе осуществлять указанные функции, входящие в исключительную компетенцию налоговых органов.
Кроме того, из пояснений представителя общества следует, что им представлены расчеты по НДС и произведены соответствующие платежи в бюджет. Данные обстоятельства как дополнительные подлежат проверке налоговым органом, а следовательно, выходят за рамки рассмотрения спора по настоящему делу.
Кассационная инстанция принимает довод инспекции о необоснованности ссылки апелляционной инстанции на статью 40 НК РФ как на правовое основание для переквалификации сделок, совершенных налогоплательщиком с третьими лицами. В данной норме закона приведены принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения, а между сторонами нет спора о цене сделок. Однако данное обстоятельство не влияет на правильность и обоснованность вынесенного судебного акта.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты в обжалуемой части являются законными и обоснованными, а потому кассационная жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 22.04.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-26155/04-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений.
Налогоплательщик оспорил в суде решение налогового органа о доначислении НДС.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик, являющийся турагентством, должен исчислять сумму НДС со всего объема реализации туристических путевок, а не с комиссионного вознаграждения.
Суд, рассмотрев дело, установил, что реализация турфирмой туристской путевки, приобретенной у другой турфирмы, рассматривается как турагентская деятельность.
Как пояснил суд, предметом договоров налогоплательщика, является купля-продажа уже сформированных иными турфирмами туристских путевок.
Фактически налогоплательщик осуществлял деятельность по передаче услуг туроператора покупателям за вознаграждение, то есть агентскую деятельность.
Налоговой базой по НДС в данном случае является лишь доход в виде посреднического вознаграждения, а не вся сумма стоимости реализованных налогоплательщиком путевок.
На основании изложенного, суд признал незаконным решение налогового органа о доначислении НДС.
Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2005 г. N А05-26155/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника