Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 августа 2005 г. N А56-5723/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 марта 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Старченковой В.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу Долгополовой М.В. (доверенность от 25.07.2005 N 03-09/4893), от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации Даниловцева В.В. (доверенность от 06.12.2004 N 01-1/999-312),
рассмотрев 01.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2005 по делу N А56-5723/2005 (судья Масенкова И.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (далее - Сбербанк) 115,09 руб. пеней.
Решением арбитражного суда от 28.03.2005 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считая, что судом нарушены нормы материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела проверку своевременности исполнения Сбербанком инкассового поручения налогового органа от 24.08.2004 N 5197. По результатам проверки составлен акт от 10.11.2004.
В ходе проверки установлено и в акте отражено ненадлежащее исполнение Сбербанком обязанностей, предусмотренных статьей 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): поступившее в Сбербанк 30.08.2004 инкассовое поручение от 24.08.2004 N 5197 на перечисление сумм налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет под кодом "КБК 1020101" исполнено им 31.08.2004 с иными реквизитами - "КБК 1020201", в связи с чем налог не поступил в соответствующий бюджет.
Инспекция приняла решение от 02.12.2004 N 14-31/667 о привлечении Сбербанка к ответственности по пункту 1 статьи 135 НК РФ за совершение налогового правонарушения - неправомерное неисполнение в установленный срок решения налогового органа, в виде взыскания 115,09 руб. пеней.
В связи с неисполнением Сбербанком требования от 02.12.2004 N 0408002744 об уплате в срок до 07.12.2004 115,09 руб. пеней инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 6 статьи 46 НК РФ инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание производится с рублевых счетов.
Согласно статье 60 НК РФ банки обязаны исполнять решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого решения. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных данной статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 135 НК РФ неправомерное неисполнение банком в установленный Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора влечет ответственность в виде взыскания пеней.
Денежные средства по инкассовому поручению от 24.08.2004 N 5197 были списаны со счета закрытого акционерного общества "Статика Инжиниринг" в установленный срок, но с иными реквизитами кода бюджетной классификации.
Суд кассационной инстанции считает, что поскольку по смыслу статьи 60 НК РФ перечислением налога считается его перечисление в соответствующий бюджет, то неверное указание кода бюджетной классификации может расцениваться как неисполнение в установленный срок решения налогового органа.
Однако суд при принятии решения не исследовал вопрос о том, в какой бюджет поступили и были учтены денежные средства.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении спора о правомерности начисления пеней суду следует истребовать у налогового органа документы, подтверждающие, в какой бюджет поступили перечисленные денежные средства, дать им соответствующую оценку и принять законное и Обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2005 по делу N А56-5723/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.135 НК РФ неправомерное неисполнение банком в установленный законом срок решения налогового органа о взыскании недоимки влечет налоговую ответственность в виде взыскания пени.
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с банка суммы пени, начисленной в связи с привлечением его к налоговой ответственности по п.1 ст.135 НК РФ.
Рассмотрев дело, суд установил, что поступившее в банк инкассовое поручение на перечисление в бюджет недоимки, числящейся за налогоплательщиком клиентом банка, было исполнено банком с иными реквизитами КБК в связи с чем налог не поступил в соответствующий бюджет.
В соответствии с п.6 ст.46 НК РФ инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения.
По мнению суда, перечислением налога считается его перечисление в соответствующий бюджет в связи с чем неверное указание банком КБК может расцениваться как неисполнение в установленный срок решения налогового органа.
На основании изложенного суд первой инстанции удовлетворил заявление налогового органа.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции, рассмотрев жалобу банка, указал, что при принятии решения судом первой инстанции не исследован вопрос о том, в какой бюджет поступили и были учтены денежные средства.
Направляя дело на новое рассмотрение, вышестоящий суд указал на необходимость истребовать у налогового органа документы, подтверждающие, в какой бюджет поступили перечисленные денежные средства.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2005 г. N А56-5723/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника