Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 августа 2005 г. N А56-48487/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Корпусовой О.А., при участии от закрытого акционерного общества "Дирос Вуд" Миняева Н.В. (доверенность от 06.01.2004),
рассмотрев 27.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2005 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2005 (судьи Борисова Г.В., Старовойтова О.Р., Шульга Л.А.) по делу N А56-48487/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Дирос Вуд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившегося в непринятии решения о возврате 991 492 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащих возмещению по внутренним оборотам за май 2004 года, и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения и направления в орган федерального казначейства решения о возврате этой суммы НДС.
Решением от 10.02.2005 суд удовлетворил заявленные требования, установив нарушение налоговым органом пункта 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и отсутствие доказательств, подтверждающих истребование у Общества документов, указанных в пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 04.05.2005 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты и принять новый. По мнению подателя жалобы, суды обеих инстанций неправильно применили нормы материального права, так как декларацию по НДС за май 2004 года и заявление N 208 о возврате сумм налога Общество представило в налоговый орган "без соответствующих первичных документов, вследствие чего Инспекция не имела возможности рассмотреть вопрос о возмещении НДС в установленные Налоговым кодексом сроки". Податель жалобы также указывает на то, что в настоящее время проводится выездная налоговая проверка Общества за период с 01.03.2004 по 30.04.2005 (в том числе рассматриваемый период - май 2004 года). На этом основании Инспекция полагает, что бездействия с ее стороны не было.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 21.06.2004 Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС (внутренний рынок) за май 2004 года, а 18.06.2004 - заявление N 208 о возврате 991 492 руб. НДС, подлежащих возмещению в соответствии с этой декларацией (листы дела 7-20).
Поскольку налоговый орган не сообщил о результатах рассмотрения данного заявления и не принял решение о возврате указанной суммы налога в срок, установленный пунктом 3 статьи 176 НК РФ, Общество обратилось в суд с заявлением о признании бездействия Инспекции незаконным.
Кассационная коллегия считает, что суд правомерно решением от 10.02.2005 удовлетворил заявление Общества, обязав налоговый орган устранить допущенные незаконным бездействием нарушения прав и законных интересов Общества.
В статье 176 НК РФ установлен порядок возмещения сумм НДС при наличии по итогам налогового периода положительной разницы между суммами налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ. В силу пункта 2 статьи 176 НК РФ полученная таким образом положительная разница в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов, сборов или пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. При этом налоговые органы самостоятельно производят зачет и в течение 10 дней после его проведения сообщают о нем налогоплательщику.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Для этого налоговый орган в течение двух недель после получения такого заявления принимает решение о возврате из соответствующего бюджета указанной суммы налогоплательщику и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который и осуществляет возврат денежных средств.
В данном случае Инспекция не оспаривает, что в течение трех календарных месяцев, следующих за отчетным, то есть в июне-августе 2004 года, не произвела зачет суммы НДС, предъявленной Обществом к возмещению по представленной им 21 июня налоговой декларации за май 2004 года, а также не приняла в установленный пунктом 3 статьи 176 НК РФ срок решение о возврате заявителю по заявлению от 18.06.2004 N 208 НДС в сумме 991 492 руб., которая не была зачтена в порядке пункта 2 статьи 176 НК РФ. Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконном, в силу названных норм, бездействии Инспекции, что повлекло нарушение прав и законных интересов Общества.
Несостоятельным кассационная инстанция считает довод налогового органа о том, что вместе с декларацией по НДС за май 2004 года и заявлением N 208 о возврате сумм налога налогоплательщик не представил первичные документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ для подтверждения права на применение налоговых вычетов. В силу названной нормы вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов. Однако нормами главы 21 Налогового кодекса РФ не установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с декларацией по НДС либо с заявлением о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, первичные документы, подтверждающие согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ его право на применение налоговых вычетов. Вместе с тем суд установил, что Инспекция не истребовала эти документы у Общества в порядке статей 88 и 93 НК РФ, что налоговый орган не оспаривает.
Также несостоятелен довод Инспекции о проведении на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции выездной проверки деятельности Общества за период с 01.03.2004 по 30.04.2005. Данное обстоятельство не опровергает вывод суда о незаконном бездействии налогового органа в сроки, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 176 НК РФ, и не имеет правового значения в рамках применения названных норм, которые не допускают возможность искусственного увеличения срока принятия решения о возврате налогоплательщику сумм НДС за счет проведения камеральной, а затем выездной проверки налоговой декларации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2005 по делу N А56-48487/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.3 ст.176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма НДС, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, связанного с не возмещением НДС по внутреннему рынку.
Основанием для не возмещения НДС послужило то, что налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию по НДС и заявление о возврате сумм налога без соответствующих первичных документов.
По мнению налогового органа, данное обстоятельство не позволило в установленный законом срок рассмотреть вопрос о возмещении НДС.
Суд, рассмотрев дело, указал, что нормами НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с декларацией по НДС либо с заявлением о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению первичные документы, подтверждающие согласно п.1 ст.172 НК РФ право на применение налоговых вычетов.
Кроме того, налоговый орган не принял мер по истребованию от налогоплательщика необходимых документов.
Также суд указал, что проходящая в момент рассмотрения судебного дела выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика не должна допускать возможность искусственного увеличения срока принятия решения о возврате сумм НДС по результатам камеральной проверки.
На основании изложенного, суд удовлетворил заявление налогоплательщика. Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2005 г. N А56-48487/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника