Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июля 2005 г. N А56-28328/04
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2005.
Полный текст постановления изготовлен 28.07.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга Вертилецкой Н.И. (доверенность от 14.01.2005 N 20-05/354), от общества с ограниченной ответственностью "Фаэтон-Аэро" Клейменовой В.Е. (доверенность от 01.04.2005 N (02)/3.14-034),
рассмотрев 27.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2004 (судья Ульянова М.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2005 (судьи Шульга Л.А., Старовойтова О.Р., Фокина Е.А.) по делу N А56-28328/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фаэтон-Аэро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга; далее - инспекция) от 12.07.2004 N 13/61 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования от 15.07.2004 N 0417004013 об уплате налога.
Решением суда от 16.11.2004 заявленные обществом требования удовлетворены.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество заявило в суде апелляционной инстанции частичный отказ от требования о признании недействительными решения инспекции от 12.07.2004 N 13/61 и требования от 15.07.2004 N 0417004013 в части взыскания недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 1 920 руб. 49 коп., 74 руб. пеней и 384 руб. штрафа. Общество просило признать недействительными решение инспекции от 12.07.2004 N 13/61 и требование от 15.07.2004 N 0417004013 в части взыскания налога в размере 4 117 024 руб., 295 798 руб. пеней, а также 823 405 руб. штрафа.
Апелляционная инстанция постановлением от 27.04.2005 приняла отказ заявителя от иска в указанной части, прекратила производство по делу в этой части, а решение суда от 16.11.2004 изменила: признала недействительным решение инспекции от 12.07.2004 N 13/61 в части взыскания с общества 4 117 024 руб. НДС, 295 798 руб. пеней и 823 405 руб. штрафа как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 16.11.2004, постановление апелляционной инстанции от 27.04.2005 и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. В кассационной жалобе инспекция указывает на то, что общество не имеет права на налоговые вычеты, поскольку в нарушение статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для принятия на учет приобретенного товара заявитель использовал товарные, а не товарно-транспортные накладные на перевозимый груз, в то время как представленные им накладные, составленные по форме N ТОРГ-12, не могут служить достаточным доказательством, подтверждающим движение товара в его адрес. Кроме того, в нарушение порядка, установленного пунктом 5 статьи 169 НК РФ, в представленных обществом счетах-фактурах не указаны адрес покупателя и его идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), поэтому они не могут являться основанием для принятия предъявленных налогоплательщиком сумм налога к возмещению.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества - доводы, изложенные в отзыве.
Поскольку постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2005 решение суда от 16.11.2004 изменено, кассационная инстанция в пределах доводов жалобы инспекции проверяет законность постановления апелляционной инстанции.
Как видно из материалов дела, общество 20.01.2004 представило в налоговый орган декларацию по НДС за декабрь 2003 года, в которой заявило к вычету 29 816 873 руб., а к возмещению из бюджета - 3 140 359 руб. Уточненную налоговую декларацию общество представило 19.04.2004, заявив к вычету 30 064 436 руб., а к возмещению из бюджета - 854 730 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки деклараций инспекция составила акт от 21.06.2004 N 13/61 и приняла решение от 12.07.2004 N 13/61 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) суммы налога в виде штрафа в размере 823 789 руб. и предложила обществу уплатить 4 118 945 руб. НДС за декабрь 2003 года и 295 872 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
Основанием для принятия указанного решения послужило, по мнению инспекции, занижение облагаемой НДС базы за декабрь 2003 года в результате неправомерного включения в состав налоговых вычетов НДС в размере 91 612 руб. по счетам-фактурам, оформленным с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 5 статьи 169 НК РФ (не указан адрес и неверно указан ИНН покупателя); а также вследствие предъявления к вычету НДС в сумме 4 027 333 руб. 33 коп. при отсутствии документов (транспортных железнодорожных накладных), подтверждающих принятие на учет товаров по счетам-фактурам, выставленным поставщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Химрегион" (далее - ООО "Химрегион") при приобретении товаров налогоплательщиком.
На основании указанного решения инспекция выставила обществу требование от 15.07.2004 N 0417004013 об уплате в срок до 26.07.2004 недоимки по НДС в размере 4 118 945 руб. и 275 441 руб. пеней.
Общество не согласилось с решением и требованием налогового органа и обжаловало их в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела установили, что общество правомерно применило налоговые вычеты, поскольку приняло товар на учет на основании товарных накладных, составленных по форме N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". Кроме того, общество 08.07.2004, то есть до принятия решения налоговым органом, представило в инспекцию исправленные счета-фактуры.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на них, заслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза или переработки вне таможенной территории.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Следовательно, для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 172 НК РФ права налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия этих товаров (работ, услуг) к учету и последующей их реализации.
В проверяемом периоде общество на основании договора купли-продажи от 18.08.2003 N НПр-18 658/03 приобрело у поставщика - ООО "Химрегион" товар (нефтепродукты) для перепродажи. При этом, приобретая товар, общество оформляло товарные накладные по форме N ТОРГ-12 "Товарная накладная", что соответствует положениям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В связи с этим несостоятельна ссылка налогового органа на Инструкцию Министерства финансов СССР N 156, Госкомстата СССР N 354/7, Госбанка СССР N 30, приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом".
Первичные учетные документы, которые являются основанием для принятия товаров на учет, должны быть оформлены в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно положениям статьи 9 названного закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать перечисленные в данной статье закона обязательные реквизиты.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, содержащимся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется форма N ТОРГ-12 "Товарная накладная". Товарная накладная составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, а второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Таким образом, документом, подтверждающим факт оприходования полученных организацией товарно-материальных ценностей, является товарная накладная, а не товарно-транспортная накладная, которая в силу положений Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" и постановления Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" является документом для проведения расчетов за перевозку грузов автомобильным транспортом.
Как видно из материалов дела, согласно условиям заключенного между обществом и ООО "Химрегион" договора от 18.08.2003 N НПр-18 658/03 поставка товара осуществляется продавцом от станции отправления до станции назначения автомобильным или железнодорожным транспортом.
Факта осуществления обществом транспортировки нефтепродуктов автомобильным или железнодорожным транспортом инспекция в ходе проведения проверки не установила и доказательства, подтверждающие данное обстоятельство, в материалы дела не представила.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что имеющиеся в материалах дела товарные накладные, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, подтверждают правомерность принятия обществом к учету приобретенного товара и обоснованность предъявления к вычету 4 027 333 руб. 33 коп. НДС за декабрь 2003 года.
Неправомерна ссылка инспекции и на то, что в представленных обществом счетах-фактурах не указаны адрес покупателя и его ИНН, в связи с чем они не могут являться основанием для принятия предъявленных налогоплательщиком сумм налога к возмещению.
Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ. Так, подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя.
Пунктом 2 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Вместе с тем положениями пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключается право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение НДС после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги).
Кроме того, согласно нормам статьи 88 НК РФ если в ходе камеральной проверки налоговым органом выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Налоговый орган данным правом не воспользовался.
Как видно из материалов дела, до вынесения оспариваемого решения общество 08.07.2004 представило в инспекцию исправленные счета-фактуры, что подтверждается письмом общества от 07.07.2004 N 38 (том 1, лист дела 33)
Таким образом, общество, представляя счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, подтвердило право на применение налоговых вычетов по указанным счетам-фактурам в соответствии с положениями статей 169, 171 и 172 НК РФ.
Доводы жалобы налогового органа по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2005 по делу N А56-28328/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2005 г. N А56-28328/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника