Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 ноября 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 августа 2005 г. N А05-1000/05-26
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2005.
Полный текст постановления изготовлен 12.08.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Северное морское пароходство" Лыпаря Р.Г. (доверенность от 30.12.2004 N 18-05/05-29), Сугрея А.А. (доверенность от 30.12.2004 N 18-05/05-34), Иванова А.В. (доверенность от 30.12.2004 N 18-05/05-33),
рассмотрев 10.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение от Арбитражного суда Архангельской области от 12.04.2005 по делу N А05-1000/05-26 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северное морское пароходство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (предмет требований уточнен заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принят судом к производству) о признании незаконным пункта 3.3 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску; далее - инспекция) от 18.10.2004 N 14-23/39-24805 в части отказа обществу в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 3 405 694 руб.
Решением от 12.04.2005 суд удовлетворил заявленные обществом требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления общества.
По мнению налогового органа, с учетом удельного веса реализации работ (товаров, услуг) за пределами двенадцатимильной зоны налогоплательщиком излишне предъявлен к возмещению из бюджета НДС по операциям, связанным с транспортировкой экспортируемых товаров за пределы территории Российской Федерации, по перевозке за пределами Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против доводов инспекции и просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу. Представители инспекции, надлежащим образом уведомленной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Общество 07.09.2004 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за август 2001 года, увеличив сумму начисленного к уплате в бюджет НДС на 12 890 610 руб., и уточненную налоговую декларацию по налоговой ставке 0% за август 2001 года, заявив к возмещению 17 672 786 руб.
Инспекция провела камеральную проверку представленных обществом деклараций и по ее результатам вынесла решение от 18.10.2004 N 14-23/39-24805 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, уменьшив налоговые вычеты, заявленные налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по НДС за август 2001 года, на сумму 3 463 524 руб. По мнению инспекции, общество неправомерно завысило облагаемую НДС базу на стоимость транспортных услуг, оказанных за пределами Российской Федерации, по перевозке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых на территорию Российской Федерации товаров.
Общество не согласилось с решением налогового органа в части уменьшения налоговых вычетов на сумму 3 405 694 руб. и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление общества.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 этого же пункта, то есть товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. При этом указанное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
Согласно пункту 1 статьи 157 НК РФ при осуществлении перевозок грузов морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки только в пределах территории Российской Федерации, однако пунктом 3 этой статьи установлено, что положения названной статьи применяются с учетом норм пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не установлено, что НДС по ставке 0% облагается только та часть выручки, которая получена перевозчиком за услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых и импортируемых грузов на территории Российской Федерации, а за пределами территории Российской Федерации стоимость услуг обложению не подлежит.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 ноября 2005 г. в мотивировочной части настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "от 24.12.2004 N 6018/02" следует читать "от 24.12.2002 N 6018/02"
Данный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.12.2004 N 6018/02.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В частности, по пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ. При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса (пункты 1-3 статьи 172 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на суммы НДС, предъявленные и фактически уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган первичные документы, подтверждающие уплату НДС поставщикам и принятие приобретенных товаров на учет, а при реализации товаров на экспорт - установленные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0%.
Факт представления заявителем в налоговый орган пакета документов согласно статье 165 НК РФ, подтверждающего применение ставки 0%, ко всей сумме выручки от оказанных обществом услуг (за исключением рейса N 77, теплоход "П. Корчагин"), ответчиком не оспаривается.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, а обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.04.2005 по делу N А05-1000/05-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2005 г. N А05-1000/05-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 ноября 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка