Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 августа 2005 г. N А52-587/2005/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 09.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение от 15.03.2005 (судья Разливанова Т.А.) и постановление апелляционной инстанции от 14.05.2005 (судьи Циттель С.Г., Героева Н.В., Зотова И.М.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-587/2005/2,
установил:
Союз водохозяйственных и сельскохозяйственных организаций Псковской области "Псковоблмелиорация" (далее - Союз) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения от 13.01.2005 N 17-01/50 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области; далее - Инспекция) в части отказа в возмещении 36 631 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой декларации за август 2004 года.
Решением суда от 15.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2005, заявленные Союзом требования полностью удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Союзу в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений статьей 166, 171-173 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение Инспекции является законным и обоснованным, поскольку в указанном налоговом периоде у заявителя отсутствовали операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ. Налоговый орган считает, что отсутствие у налогоплательщика указанных операций, а следовательно, и невозможность исчисления с них суммы налога, препятствует налогоплательщику реализовать в соответствующем налоговом периоде право, предусмотренное статьями 173 и 176 НК РФ.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов жалобы проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.09.2004 Союз представил в Инспекцию декларацию по НДС за август 2004 года, в которой к вычету заявлено 36 631 руб. НДС.
Инспекция в соответствии со статьей 88 НК РФ провела камеральную налоговую проверку данной декларации, по результатам которой с учетом возражений налогоплательщика приняла решение от 13.01.2005 N 17-01/50 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Инспекция отказала Союзу в применении налоговых вычетов по НДС, поскольку в этом налоговом периоде отсутствовали операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Союз не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно удовлетворили заявленные Союзом требования, в связи с чем не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных положений следует, что момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), их фактической оплатой (включая сумму налога). Реализация товаров (работ, услуг) в том же налоговом периоде не определена законом как условие применения налоговых вычетов.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика в конкретном налоговом периоде операций по реализации товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 166 НК РФ, общая сумма налога исчисляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода. Названное положение согласуется с пунктом 1 статьи 54 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ по итогам каждого налогового периода налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларацию по НДС.
Следовательно, плательщик НДС обязан исчислить общую сумму налога и определить размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода независимо от наличия или отсутствия в этом периоде реализации товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Как видно из материалов дела, все условия, необходимые в силу статей 171, 172 и 176 НК РФ для предъявления суммы налога к вычету и возмещению его из федерального бюджета, заявителем соблюдены.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно признали оспариваемое решение Инспекции недействительным в части отказа Союзу в возмещении 36 631 руб. НДС за август 2004 года.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.05.2005 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-587/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2005 г. N А52-587/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника