Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 августа 2005 г. N А56-7692/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 апреля 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А. Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вилена" Лавриненко И.Г. (доверенность от 05.05.2005), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району Санкт-Петербурга Максименко М.В. (доверенность от 01.02.2005 N 13-061788),
рассмотрев 10.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2005 (судья Демина И.Е.) по делу N А56-7692/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вилена" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга; далее - инспекция) от 17.12.2004 N 06/1296 об отказе обществу в возмещении из бюджета 997 477 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2004 года.
Решением от 18.04.2005 суд удовлетворил заявленные обществом требования и, признав недействительным оспариваемое решение налогового органа, в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал инспекцию возвратить налогоплательщику из бюджета 997 477 руб. НДС за август 2004 года.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт и отказать обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и указывая на то, что в нарушение требований статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обществом не представлены товарно-транспортные накладные, путевые листы, акты приема-передачи, подтверждающие факт действительного получения от поставщиков реализованного в дальнейшем на экспорт товара. По мнению инспекции, отсутствие вышеуказанных первичных документов исключает право общества на применение налогового вычета по НДС при осуществлении экспортных операций.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против доводов инспекции, указывая, что факт перемещения и оприходования обществом товара подтверждается надлежащим образом оформленными товарными накладными формы N ТОРГ-12.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, общество в связи с реализацией товара (пиловочника елового и соснового) на экспорт 20.09.2004 представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за август 2004 года и предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) документы.
По итогам камеральной проверки представленных обществом декларации и документов инспекция составила мотивированное заключение от 27.12.2004 и приняла решение от 17.12.2004 N 06/1296, которым отказала налогоплательщику в возмещении из бюджета 997 477 руб. НДС, уплаченных поставщикам материальных ресурсов, использованных при осуществлении экспортных операций.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика доказательств реального получения экспортируемого товара от поставщиков, поскольку общество не представило в инспекцию товарно-транспортные накладные, являющиеся основанием для оприходования товаров, а также путевые листы и акты приема-передачи товара.
Общество не согласилось с указанным решением инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса.
В данном случае налоговым органом не оспаривается, что общество представило в инспекцию полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, которые подтверждают его право на применение ставки 0% и налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что принятие к учету товара, поставленного в дальнейшем на экспорт, производилось обществом на основании товарных накладных по форме ТОРГ-12, по которым товар был получен от продавца - ООО "Техкомплект", что соответствует условиям договора поставки от 09.11.2003 N Т/Л-0911, заключенного заявителем с указанным поставщиком. Так из содержания данного договора следует, что обязанность по доставке товаров возложена на поставщика, а его приемка осуществляется сразу после прихода товара и оформляется товарной накладной (приложение N 2, лист дела 1).
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации т 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в данной статье.
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132, содержит такой первичный учетный документ, как товарная накладная, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей - заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
В данном случае общество не имело договорных отношений с организациями - владельцами транспорта относительно выполнения работ по перевозке товаров, и, следовательно, первичными документами для него являются не товарно-транспортные, а товарные накладные.
Кассационная инстанция отклоняет и довод инспекции об отсутствии путевых листов и актов приема-передачи товара, так как законодательство о налогах и сборах не предусматривает необходимости представления указанных документов для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов.
Поскольку приобретенный обществом товар принят на учет по оформленным в установленном порядке товарным накладным, являющимся первичными документами, фактическая уплата НДС осуществлена обществом на основании соответствующих требованиям статьи 169 НК РФ счетов-фактур поставщика и подтверждена соответствующими платежными поручениями, кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что заявителем выполнены все условия, необходимые для предъявления к вычету НДС при осуществлении экспортных операций за август 2004 года.
Учитывая, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы налогового органа не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2005 по делу N А56-7692/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм НДС в отношении экспортных операций производятся только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Обществу отказано в возмещении НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при осуществлении экспортных операций.
Основанием данного отказа послужило отсутствие у налогоплательщика товарно-транспортных накладных, путевых листов и актов приема-передачи товара. В связи с этим налоговый орган сделал вывод, что у налогоплательщика отсутствуют доказательства реального получения экспортируемого товара от поставщиков.
Решением арбитражного суда первой инстанции позиция налогового органа признана неправомерной.
При рассмотрении дела в связи с кассационной жалобой налогового органа федеральный арбитражный суд установил, что общество представило полный пакет документов согласно ст.165 НК РФ, подтверждающий его право на применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций.
Принятие к учету товара, поставленного в дальнейшем на экспорт, производилось на основании товарных накладных по форме ТОРГ-12, что соответствует условиям договора поставки, поскольку обязанность по доставке товаров была возложена на поставщика, а также Альбому унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденному Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 предусмотрено, что товарно-транспортная накладная предназначена для учета транспортной работы и расчетов с организациями - перевозчики за оказанные им услуги.
Поскольку в данном случае общество не имело договорных отношений с перевозчиками, первичными документами для учета товаров являлись не товарно-транспортные, а товарные накладные.
На основании изложенного федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа, решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2005 г. N А56-7692/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника