Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 августа 2005 г. N А56-40398/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга представителя Какстова С.С. (доверенность от 03.08.2005 N 01/34760), от общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-Сервис" представителя Алексеевой А.Б. (доверенность от 07.10.2004),
рассмотрев 10.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2005 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2005 (судьи Шестакова М.А., Зайцева Е.К., Згурская М.Л.) по делу N А56-40398/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс-Сервис" (далее - ООО "Ресурс-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга; далее - инспекция) от 01.07.2004 N 04/27955 и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата из бюджета 7 131 913 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь-декабрь 2002 года и январь-апрель 2003 года.
Решением суда от 22.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2005, заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, общество неправомерно заявило к возмещению из бюджета спорную сумму НДС, так как в связи с непредставлением отчетности либо представлением "нулевой" отчетности покупателями ООО "Ресурс-Сервис" невозможно проверить факт оприходования ими товаров. Инспекция считает, что негативные последствия выбора недобросовестного и неплатежеспособного покупателя товара не могут быть переложены на бюджет. По мнению налогового органа, именно общество при выборе партнеров по договорам должно проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволяет рассчитывать на надлежащее поведение партнеров, в том числе и в сфере уплаты налогов.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить жалобу без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество в соответствии с контрактами от 23.09.2002 N 092002/0001, от 03.10.2002 N 092002/0002, от 11.10.2002 N 092002/0003, от 15.10.2002 N 102002/0004, от 17.10.2002 N 102002/0005, от 21.10.2002 N 102002/0005, от 25.10.2002 N 102002/0006, от 05.11.2002 N 1909 и от 22.11.2002 N 112002/0008, заключенными с фирмой "General Star LLS" (США), осуществляло ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в связи с чем в налоговых декларациях по НДС отражало суммы НДС, уплаченные таможенным органам, в качестве налоговых вычетов.
Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДС за период с мая 2002 года по 31 декабря 2003 года, по результатам которой составила акт от 16.06.2004 N 48/04 и приняла решение от 01.07.2004 N 04/27955 о восстановлении для бюджета 7 131 913 руб. НДС и взыскании 16 761 руб. 50 коп. пеней за несвоевременную уплату данного налога.
Основанием для вынесения названного решения послужило то, что инспекции не представилось возможным проверить факт оприходования импортируемых товаров покупателями общества, так как ряд из них не представляет отчетность либо представляет "нулевую отчетность". По мнению инспекции, данное обстоятельство свидетельствует о невозможности взыскания с этих юридических лиц задолженности по оплате импортируемого обществом товара и, соответственно, о невозможности исполнения данным налогоплательщиком обязанностей по уплате НДС в бюджет.
Общество не согласилось с решением инспекции от 01.07.2004 N 04/27955 и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, указал на несоответствие решения инспекции действующему законодательству, а также на необоснованность и недоказанность доводов налогового органа о недобросовестности и неплатежеспособности покупателей импортируемого обществом товара.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения принятое по делу решение суда первой инстанции, указал на выполнение обществом всех требований налогового законодательства для реализации права на возмещение НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и на недоказанность инспекцией недобросовестности общества.
Кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата налога на добавленную стоимость таможенным органам и принятие импортируемых товаров на учет.
Из материалов дела следует, что все эти требования обществом выполнены.
Ввезенный обществом товар принят на учет по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД). Оплата НДС таможенным органам, таможенных пошлин, сборов произведена как самим обществом со своего расчетного счета, так и за счет третьих лиц по поручению общества, с которыми впоследствии произведены взаиморасчеты.
Довод инспекции о невозможности проверки факта оприходования товаров покупателями, не представляющими отчетность либо представляющими "нулевую" отчетность, а, следовательно, и на невозможность обеспечить поступление денежных средств в полном объеме, в том числе и НДС, за приобретенный у общества товар, отклоняется судом кассационной инстанции.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при ввозе товаров на территорию Российской Федерации не связывается налоговым законодательством с необходимостью подтверждения факта оприходования товара покупателями.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О указано, что налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
В данном случае доказательства недобросовестности заявителя при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на применение налоговых вычетов инспекцией не выявлены и судом не установлены.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для вынесения оспариваемого решения от 01.07.2004 N 04/27955, в связи с чем судебные инстанции правомерно признали его недействительным и, установив отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам, в порядке пункта 3 статьи 176 НК РФ обязали инспекцию возвратить обществу 7 131 913 руб. НДС за октябрь-декабрь 2002 года и январь-апрель 2003 года.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2005 по делу N А56-40398/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2005 г. N А56-40398/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника