Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 октября 2001 г. N 3120
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Коробова К.Ю. и Сосниной О.Г.,
при участии от финансового отдела администрации Кашинского района Тверской области Юганова А.Б. (доверенность от 30.10.2001 N 11),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу финансового отдела администрации Кашинского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.07.2001 по делу N 3120 (судья Буркова Л.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" в лице филиала "Кашинмежрайгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к финансовому отделу администрации Кашинского района Тверской области (далее - финансовый отдел) о взыскании 20 922 руб. 69 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления в четвертом квартале 2000 года льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по оплате услуг по газоснабжению семьям, имеющим детей-инвалидов и проживающим на территории Кашинского района Тверской области.
Решением от 27.07.2001 с казны Кашинского района через финансовый отдел администрации Кашинского района в пользу ОАО "Тверьоблгаз" взыскано 20 922 руб. 69 коп. в возмещение убытков.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе финансовый отдел просит отменить решение и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на следующее: надлежащим ответчиком по делу является Департамент финансов Тверской области, поскольку финансирование льгот Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возложено на соответствующие федеральные государственные органы власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации; в Кашинский район дотации на предоставление льгот инвалидам не поступали.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Тверьоблгаз" указывает на законность и обоснованность принятого судебного акта и просит суд оставить его без изменения, а жалобу финансового отдела - без удовлетворения.
ОАО "Тверьоблгаз" о времени и месте слушания дела извещено, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель финансового отдела подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" в четвертом квартале 2000 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для семей, имеющих детей-инвалидов и проживающих на территории Кашинского района Тверской области. В результате предоставления установленной федеральным законом льготы у истца возникли убытки в сумме 20 922 руб. 69 коп.
В соответствии со статьями 4, 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок предоставления льгот регулируется Правительством Российской Федерации, а формирование показателей федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции соответствующих органов государственной власти.
Согласно пункту 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Правила), расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, возмещаются по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
То обстоятельство, что в Правилах не указан источник покрытия расходов на предоставляемые льготы инвалидам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, не является основанием для того, чтобы взыскивать суммы затрат хозяйствующего субъекта по предоставлению льготы за счет бюджета муниципального образования.
Вывод суда о наличии у субъекта Российской Федерации права на определение источника возмещения расходов при предоставлении льгот инвалидам неправомерен.
С учетом пункта 16 Правил кассационная инстанция считает, что законодателем установлено право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления лишь на установление порядка возмещения рассматриваемых льгот, в то время как обязанность по возмещению расходов, понесенных, в частности, ОАО "Тверьоблгаз", лежит на федеральном бюджете.
Возложение судом обязанности по компенсации расходов на предоставление льгот инвалидам на казну муниципального образования на основании постановления губернатора Тверской области от 21.10.96 N 498 противоречит положениям Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств, которые в данном случае администрации Кашинского района не выделялись.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания, не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При этом следует отметить, что законодатель, предполагая возможность удовлетворения требования о взыскании рассматриваемых убытков, указывает на необходимость наличия вины того или иного органа как на обязательный элемент предъявления названного требования.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличия виновных действий либо бездействия со стороны ответчика, в результате которых у истца возникли убытки.
Кроме того, при рассмотрении дел о взыскании убытков, связанных с реализацией установленных федеральными законами льгот и компенсаций, необходимо учитывать требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей приоритет бюджетного законодательства в установлении бюджетных обязательств. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи в случаях, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете, то применяется закон (решение) о бюджете.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что жалоба финансового отдела администрации Кашинского района Тверской области об отмене решения суда первой инстанции подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.07.2001 по делу N 3120 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2001 г. N 3120
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника