Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 октября 2001 г. N 2704
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Кустова А.А. и Чертилиной З.А.,
при участии от Государственной налоговой инспекции по Московскому району города Твери Барановой Н.В. (доверенность от 29.10.2001 N 09-03/78), Роменко А.А. (доверенность от 29.10.2001 N 09-03/78),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Московскому району города Твери на решение от 04.07.2001 (судья Перкина В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2001 (судьи Потапенко Г.Я., Владимирова Г.А., Кожемятова Л.Н.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 2704,
установил:
Государственная налоговая инспекция по Московскому району города Твери (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к предпринимателю Исламовой Ирине Борисовне о взыскании 6 430 руб. штрафа за нарушение требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин...").
Решением от 04.07.2001 исковые требования удовлетворены в сумме 5 000 руб. штрафа, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2001 решение отменено в части взыскания 5 000 руб. штрафа, в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить состоявшиеся судебные акты как принятые с нарушениями норм материального права и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Предприниматель Исламова И.Б. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей в заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Инспекцией проведена проверка соблюдения требований Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин..." в отделе "Журналы-газеты", расположенном в магазине ООО "Чайка" в городе Твери, пл. Терешковой, дом 47/27, который принадлежит предпринимателю Исламовой И.Б.
По результатам проверки составлен акт от 27.03.2001, из которого следует, что денежные расчеты с населением осуществляются без применения контрольно-кассовой машины; не вывешены ценники на продаваемые товары.
Решением от 29.03.2001 N 11 предприниматель Исламова И.Б. привлечена к административной ответственности за нарушение требований статьи 1 и абзаца 6 статьи 2 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин..." в виде взыскания 6 430 руб. штрафа.
Поскольку в добровольном порядке предпринимателем штраф не уплачен, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин..." денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Согласно статье 7 указанного Закона и статье 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, подвергается штрафу в 5 - 100-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Перечня отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Перечень), в редакции постановления N 917, отдельные организации могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, в том числе при продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, одним из условий освобождения от применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением является продажа товаров в газетно-журнальных киосках.
Из материалов дела следует и установлено судом, что предпринимателем Исламовой И.Б. продажа газет, журналов и сопутствующих товаров осуществлялась в отделе магазина ООО "Чайка".
Согласно ГОСТу Р 51303-99 "Киоск - это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого находится весь товарный запас".
Поскольку предпринимателем Исламовой И.Б. торговля осуществлялась не в киоске, а внутри магазина - специального места торговли, то есть в стационарной торговой точку, а не на территории, отведенной для осуществления торговли, предприниматель обязан осуществлять денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовой машины.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с постановлением апелляционной инстанции об отказе в иске о взыскании штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины. Исковые требования Инспекции в этой части правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Кассационная инстанция соглашается с выводами первой и апелляционной инстанции о том, что в данном случае нет оснований для взыскания штрафа за отсутствие ценников.
Согласно статье 2 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин..." все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы. Статьей 7 названного Закона предусматривается ответственность за отсутствие ценников на продаваемый товар.
Из акта проверки от 27.03.2001 следует, что на ряд товаров ценники отсутствовали. Акт проверки подписан продавцом Дрожалкиной В.С. Однако в конце акта имеется запись о том, что "ценник висит". Из объяснения продавца Дрожалкиной В.С. от 27.03.2001 (лист дела 12) следует, что на товарах имелись ценники, а кроме того, "ценник висит на столбе".
В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Инспекция не представила доказательств, опровергающих наличие ценников на товары в торговом месте, принадлежащем предпринимателю Исламовой И.Б.
При таких обстоятельствах суд обоснованно и законно отказал Инспекции в иске о взыскании штрафа за отсутствие ценников.
С учетом изложенного следует признать, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 29.08.2001 по делу N 2704 отменить.
Решение от 04.07.2001 оставить в силе.
Взыскать с предпринимателя Исламовой Ирины Борисовны в доход федерального бюджета 250 руб. госпошлины по иску и 250 руб. госпошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2001 г. N 2704
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника