Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 января 2002 г. N 5894/1060
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 ноября 2001 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Коробова К.Ю., Нефедовой О.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Электросвязь" Смирновой Н.В. (доверенность от 24.12.2001 N 28) и Глинкова М.И. (доверенность от 24.12.2001 N 29),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам и бюджету администрации Калининградской области на решение от 15.03.2001 (судья Пятеренко Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 26.09.2001 (судьи Мельник И.А., Шиткин В.М., Лукашов В.А.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N 5894/1060,
установил:
Открытое акционерное общество "Электросвязь" (далее - ОАО "Электросвязь") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ), второму отделению Федерального казначейства и Комитету по финансам и бюджету администрации Калининградской области (далее - Комитет) о взыскании с надлежащего ответчика 267 495 руб. убытков за период с 01.01.98 по 01.09.2000.
Решением от 15.03.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2001, исковые требования удовлетворены за счет Комитета.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Электросвязь" в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 27.05.98 N 76-ФЗ (далее - Закон РФ "О статусе военнослужащих") предоставляло военнослужащим льготу по оплате и установки телефонов и абонентской плате за пользование ими. В связи с предоставлением льготы у истца возникли убытки в размере 267 495 руб.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим предоставляется льгота по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими в размере 50 процентов. Расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, производятся за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Закона издано постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 790, которым утверждено Положение "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (далее - Положение).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Согласно пункту 3 Положения" следует читать "Согласно пункту 3 постановления"
Согласно пункту 3 Положения возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие (в том числе погибшие и умершие) и граждане, уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, производимых организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, которые подлежат возмещению, в том числе путем взыскания в судебном порядке.
Вместе с тем кассационная инстанция отмечает, что суд не принял во внимание, норму статьи 83 (пункт 5) Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случаях, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом о бюджете, применяется закон о бюджете.
Согласно статье 129 Закона законодательные и иные нормативные акты, не обеспеченные источниками финансирования в федеральном бюджете на 2000 год, не подлежали исполнению в 2000 году.
Следовательно, в период действия указанных норм правовые акты, касающиеся предоставления прав и льгот за счет бюджетных средств, могли применяться только в том случае, если включения соответствующие расходы включались в закон о бюджете.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и дать надлежащую правовую оценку предъявляемым ОАО "Электросвязь" исковым требованиям в части взыскания убытков, причиненных ему в 2000 году.
Кроме того, при новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть, что позиция истца о незаконном бездействии ответчика может быть признана обоснованной, только лишь при наличии причинно-следственная связь между действиями ответчика и предъявленными ко взысканию убытками.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.03.2001 и постановление апелляционной инстанции от 26.09.2001 Арбитражного суда Калининградской области по делу N 5894/1060 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 января 2002 г. N 5894/1060
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника