Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 августа 2005 г. N А66-5651/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Сосниной О.Г. и Чертилиной З.А.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы России по Тверской области Медниковой Ю.А. (доверенность от 08.04.2005),
рассмотрев 09.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Тверской области на определение Арбитражного суда Тверской области от 17.05.2005 по делу N А66-5651/2004 (судьи Попов А.А., Кольцова Т.В., Куров О.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Лихославльский льнозавод" (далее - Общество, Должник) в лице председателя ликвидационной комиссии обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением от 29.06.2004 заявление принято к производству, в отношении Общества введена процедура наблюдения.
Определением от 21.07.2004 временным управляющим Обществом утвержден Пешехонов Илья Владимирович.
Уполномоченный орган в лице Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тверской области (далее - УМНС РФ), полномочия которого в настоящее время переданы Управлению Федеральной налоговой службы России по Тверской области (далее - УФНС РФ), в порядке статьи 71 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) 26.07.2004 направил в арбитражный суд, Должнику и его временному управляющему заявление о включении в реестр требований кредиторов Должника (далее - Реестр) его требования в размере 14 075 000 руб., в том числе 6 717 000 руб. задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также 7 358 000 руб. штрафов и пеней.
Решением суда от 16.12.2004 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Пешехонов И.В.
УМНС РФ 31.01.2005 направило в арбитражный суд, Должнику и его конкурсному управляющему заявление о включении в Реестр его требования в размере 295 361 руб., в том числе 248 522 руб. задолженности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования, а также 46 839 руб. пеней.
Определением от 23.03.2005 принято решение об одновременном рассмотрении требований уполномоченного органа от 26.07.2004 и 31.01.2005.
Возражения относительно требований УМНС РФ в суд предъявлены не были.
Определением от 17.05.2005, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, требование уполномоченного органа установлено в размере 6 978 923,24 руб. и включено в Реестр с удовлетворением в третью очередь.
В кассационной жалобе УФНС РФ просит определение от 17.05.2005 отменить в части отказа во включении в Реестр требований на сумму 7 391 437,76 руб.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неправильное, по его мнению, применение судом статей 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель УФНС РФ поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого определения проверена в кассационном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Законом.
В соответствии с пунктами 1, 2, и 4 статьи 71 Закона для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее чем через пятнадцать дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов, должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
В силу пункта 1 статьи 142 Закона рассмотрение требований кредиторов, поступивших в ходе конкурсного производства, осуществляется в соответствии со статьей 100 Закона, предусматривающей порядок, аналогичный порядку, установленному в статье 71 Закона.
Как видно из материалов дела, УМНС РФ в подтверждение обоснованности своих требований представило суду 20 требований Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области (далее - Инспекция) об уплате налогов и других обязательных платежей, 16 решений Инспекции о взыскании налога за счет денежных средств и имущества налогоплательщика, 8 требований государственного учреждения "Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - ТРО ФСС) об уплате недоимки по страховым взносам, а также уведомление государственного учреждения ТРО ФСС от 13.01.2005.
Общая сумма требований УМНС РФ, подтвержденная названными документами составила 9 114 400,13 руб. (т. 4, л.д. 45).
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что решение об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Кассационная инстанция находит обоснованным отказ суда во включении в Реестр сумм задолженности по уплате налогов и недоимки по страховым взносам, указанных в требованиях Инспекции N 4059, 774, 223, 4058, 1314 и требованиях ТРО ФСС N 12, 42, 54, 17, 48, 72, 18, 52, поскольку срок обращения Инспекции, а также ТРО ФСС по ним в суд истек до момента предъявления требования от 26.07.2004.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Поскольку включенная УМНС РФ в требование от 31.01.2005 задолженность Общества перед ТРО ФСС в размере 107 797 руб. образовалась за четвертый квартал 2004 г., т.е. в период наблюдения и конкурсного производства Должника, она правильно судом признана текущей и не подлежащей включению в Реестр.
С учетом изложенного судом требований уполномоченного органа правильно удовлетворены только в размере 6 978 923,24 руб.
Ввиду того, что обжалуемое определение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 17.05.2005 по делу N А66-5651/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2005 г. N А66-5651/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника