Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 августа 2005 г. N А52-840/2005/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
рассмотрев 16.08.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 13.04.05 по делу N А52-840/2005/2 (судья Радионова И.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковвтормет" (далее - общество, ОАО "Псковвтормет") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области; далее - инспекция), выразившегося в несвоевременном возврате 8 181 525 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за сентябрь 2004 года, и об обязании инспекции принять решение о начислении обществу процентов на несвоевременно возвращенную сумму налога на добавленную стоимость в размере 29 140 руб.
Решением суда первой инстанции от 13.04.05 заявленные требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что инспекция надлежащим образом исполнила обязанность по возврату налогоплательщику налога на добавленную стоимость, возложенную на нее законодательством о налогах и сборах, поскольку решение о возмещении налога вынесено в установленный пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок. Кроме того, инспекция указывает, что пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации не вменяет налоговым органам в обязанность начисление процентов и/или вынесение решения об их выплате.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение в силе, указывая на его законность и обоснованность.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 20.10.04 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за сентябрь 2004 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, и заявление о возмещении 8 181 525 руб. налога на добавленную стоимость (листы дела 9-23). По результатам камеральной проверки представленных документов инспекция вынесла решение от 20.01.05 N 18-07/97ДСП о возмещении ОАО "Псковвтормет" 8 181 525 руб. налога на добавленную стоимость по налоговой декларации по ставке 0 процентов за сентябрь 2004 года (листы дела 23-25). Платежным поручением от 21.02.05 N 348 указанная сумма налога возвращена на расчетный счет налогоплательщика (лист дела 27).
В связи с тем, что инспекцией нарушены сроки возврата налога на добавленную стоимость, установленные статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, и, полагая, что бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о начислении процентов за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, обоснованно указал на правомерность требований налогоплательщика и правильность представленного им расчета суммы процентов.
Пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлены порядок и сроки возмещения налога на добавленную стоимость в форме зачета или возврата, в том числе по товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов. В соответствии с названным пунктом возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации, предусмотренной пунктом 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, и документов в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами, либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из системного толкования положений статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что проценты на суммы налога, подлежащие возмещению, начисляются в случае нарушения налоговым органом совокупности сроков возврата налога при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость.
В данном случае декларацию, предусмотренную пунктом 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, документы, приведенные в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, и заявление о возврате налога общество представило в налоговый орган 20.10.04 (листы дела 9-23). Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации 8 181 525 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года подлежали возврату до 11.02.05, тогда как указанная сумма налога была фактически возвращена 21.02.05, то есть с пропуском срока, установленного законодательством о налогах и сборах на 10 дней.
Расчет суммы процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость, представленный заявителем, проверен судом и не оспаривается инспекцией.
Довод налогового органа о том, что сроки возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета не нарушены, так как решение об отказе в возмещении налога принято в трехмесячный срок, отклоняется кассационной инстанцией.
Пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено начисление процентов в случае нарушения налоговым органом сроков возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, а не за нарушение срока принятия решения по существу представленных налогоплательщиком документов.
Довод инспекции о том, что пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации не вменяет в обязанность налоговым органам начисление процентов и/или вынесение решения об их выплате, не принимается судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
В данном случае инспекция незаконно не возместила обществу путем возврата из бюджета по его заявлению на расчетный счет спорную сумму налога на добавленную стоимость по декларации за сентябрь 2004 года в сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, вывод суда о том, что на своевременно не возвращенную сумму налога инспекцией должны быть начислены и выплачены за счет средств бюджета проценты, является правильным.
Предусмотренные пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации проценты начисляются налоговым органом, о чем указывается в соответствующем решении (заключении), направляемом в органы федерального казначейства, для исполнения этого решения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета.
На вытекающую из норм Налогового кодекса Российской Федерации обязанность именно налогового органа начислять проценты за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, отражать их в заключении о возврате налога, направляемом органам Федерального казначейства, указано и в совместном приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.01 N БГ-3-10/345; 74н "О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость".
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате налогоплательщику процентов и/или ненаправление его органам казначейства для исполнения в установленный законом срок является основанием для обжалования бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления. Признание судом незаконным бездействия налогового органа влечет возложение на последнего обязанности совершить предусмотренные законом действия.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 13.04.05 по делу N А52-840/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата НДС на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Обществу по результатам проверки декларации по НДС и представленных документов по экспортным операциям вынесено решение о возмещении налога. Возврат налога на расчетный счет налогоплательщика по его заявлению был произведен за пределами установленных сроков проведения камеральной проверки без начисления процентов на сумму возврата.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о начислении и выплате процентов за несвоевременный возврат налога.
Суд первой инстанции признал позицию налогоплательщика правомерной и требования его удовлетворил.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе налогового органа федеральный арбитражный суд установил, что налоговый орган незаконно не возместил обществу НДС путем возврата по его заявлению в установленные п.4 ст.176 НК РФ сроки. Следовательно, согласно указанной норме НК РФ на своевременно не возвращенную сумму налога налоговой инспекцией должны были быть начислены и выплачены за счет средств бюджета проценты.
Предусмотренные п.4 ст.176 НК РФ проценты начисляются налоговым органом, о чем указывается в соответствующем решении (заключении), направляемом в органы федерального казначейства, для исполнения этого решения.
На вытекающую из норм НК РФ обязанность именно налогового органа начислять проценты в данном случае также указано в совместном приказе Минфина РФ и МНС РФ от 12.09.2001 г. N БГ-3-10/345; 74н.
Учитывая изложенное, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налоговой инспекции, решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2005 г. N А52-840/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника