Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 августа 2005 г. N А66-2103/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Абакумовой И.Д., Михайловской Е.А.,
при участии в судебном заседании представителей закрытого акционерного общества "Осташковский кожевенный завод" Поляковой Н.В. (доверенность от 17.12.04 N 54) и Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Бабаянц Л.А. (доверенность от 08.08.05 N 07-03),
рассмотрев 15.08.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области на решение от 18.04.05 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2103/2005 (судья Пугачев А.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Осташковский кожевенный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) от 20.12.04 N 15 в части отказа в возмещении 87 993 руб. 43 коп. налога на добавленную стоимость за август 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 18.04.05 заявленные обществом требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление просит отменить указанный судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает на результаты встречных проверок, в ходе которых установлено, что поставщики заявителя отчетность не сдают, по месту регистрации не находятся, налог на добавленную стоимость не исчисляют и в бюджет не уплачивают, ряд поставщиков находится в розыске. Указанные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют о недобросовестности действий заявителя, а также о том, что выставленные поставщиками счета-фактуры в нарушение подпункта 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации содержат недостоверную информацию, в частности, об адресе поставщиков. Поскольку факт уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками не подтвержден, у налогоплательщика отсутствовало право на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а также дополнительно сослался на отсутствие в бюджете источника возмещения налога на добавленную стоимость. Представитель общества просил оставить решение в силе, указывая на его законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением от 20.12.04 N 15 Управление по результатам проверки декларации общества по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за август 2004 года и документов, представленных для подтверждения права на вычет по налогу, возместило 4 936 343 руб. 57 коп. и отказало в возмещении 87 993 руб. 43 коп. налога. Отказ в возмещении налога на добавленную стоимость основан на том, что общество "в нарушение статей 171 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации приобрело товары у поставщиков, находящихся в розыске или не представляющих в налоговый орган налоговую и бухгалтерскую отчетность". Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик должен представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы, на основании которых налоговый орган обязан в трехмесячный срок принять решение о возмещении налога или об отказе в его возмещении (полностью или частично). При этом пункт 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень документов, подтверждающий обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Порядок применения налоговых вычетов определен в статьях 171 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации только при представлении в налоговый орган указанных в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации документов производится вычет сумм налога, установленных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении операций по реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации определен общий порядок применения налоговых вычетов, обязательный и для экспортных операций. Согласно названной норме налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, и при наличии соответствующих первичных документов.
Положения названных норм должны рассматриваться в совокупности положениями пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса. В связи с этим пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой же статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При этом пункт 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, в том числе наименование, адрес и идентификационные номера продавца и покупателя, грузоотправителя и грузополучателя (подпункты 2 и 3 названной нормы).
В данном случае общество вместе с декларацией по ставке 0 процентов за август 2004 года представило в Управление все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговый орган не оспаривает. В числе этих документов имеются счета-фактуры, которые содержат все установленные пунктами 5-6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации сведения и реквизиты. При этом суд первой инстанции на основании представленных по делу доказательств установил, что поставщики общества зарегистрированы в установленном порядке в качестве юридических лиц и состоят на налоговом учете. Вместе с тем названные нормы не устанавливают обязанность продавца указывать в счете-фактуре юридический адрес или его место фактического нахождения. Согласно же пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 - 6 этой статьи, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, предъявленных продавцом.
Необоснован и довод налогового органа об отсутствии сведений об уплате поставщиками общества сумм налога на добавленную стоимость в бюджет. Право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных им при осуществлении экспортных операций, не связывается нормами главы 21 Налогового кодекса с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), использованных для этих операций, не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления в налоговый орган декларации по ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных экспортером поставщикам товаров (работ, услуг).
В ходе налоговой проверки, судебного разбирательства по настоящему делу и кассационного обжалования решения суда инспекция не оспаривает соответствие документов, представленных обществом с декларацией по ставке 0 процентов за август 2004 года, требованиям пункта 1 статьи 165 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, а также факт уплаты им поставщикам 87 993 руб. 43 коп. налога на добавленную стоимость, что в силу названных норм и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для вычета и возмещения указанной суммы налога.
При таких обстоятельствах следует признать, что у Управления отсутствовали законные основания для отказа обществу в возмещении рассматриваемой суммы налога на добавленную стоимость за август 2004 года, следовательно, суд правомерно признал решение налогового органа от 20.12.04 N 15 недействительным в указанной части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 18.04.05 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2103/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение НДС производится не позднее трех месяцев со дня представления в налоговый орган декларации по ставке 0 процентов и предусмотренных ст.165 НК РФ документов.
Обществу отказано в возмещении НДС, поскольку его поставщики не представляют отчетность, по месту регистрации не находятся, НДС в бюджет не уплачивают, некоторые из них находятся в розыске. Данные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика и о том, что выставленные поставщиками счета-фактуры содержат недостоверную информацию, в частности, об адресе поставщиков.
Решением арбитражного суда первой инстанции позиция налогового органа признана неправомерной, требования общества в части возмещения НДС удовлетворены.
При рассмотрении дела в связи с кассационной жалобой налогового органа федеральный арбитражный суд установил, что налогоплательщик представил полный пакет необходимых документов для возмещения НДС согласно п.1 ст.165 и п.1 ст.172 НК РФ.
Счета-фактуры, находящиеся в деле, также соответствуют положениям ст.169 НК РФ, поскольку данные нормы не устанавливают обязанность продавца указывать в счете-фактуре юридический адрес или место его фактического нахождения.
В соответствии с п.4 ст.176 НК РФ возмещение НДС производится не позднее трех месяцев со дня представления в налоговый орган предусмотренных законом документов, а не с момента поступления в бюджет сумм НДС, уплаченных экспортером поставщикам товаров (работ, услуг).
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа, решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2005 г. N А66-2103/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника