Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 ноября 2001 г. N А56-8873/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., при участии от ОАО "Северное управление Строительства" Полякова А.И. (доверенность от 09.02.2001 N 7), Жолнеровского Д.Л. (доверенность от 09.11.2001 N 16), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сосновый Бор Машкиной Л.М. (доверенность от 03.01.2001 N 04-02/5),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сосновый Бор на решение от 09.08.2001 (судьи Бурматова Г.Е., Герасимова М.М., Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 16.10.2001 (судьи Томпакова Г.Н., Корж Н.Я., Барканова Я.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8873/01,
установил:
Открытое акционерное общество "Северное управление Строительства" (далее - ОАО "Северное управление Строительства") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным постановления от 31.08.2000 N 31 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сосновый Бор (далее - налоговая инспекция) об обращении взыскания налога на имущество.
Решением суда от 09.08.2001 иск частично удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2001 решение суда изменено. Постановление налоговой инспекции от 31.08.2000 N 31 об обращении взыскания на имущество признано недействительным в части 26 335 607 рублей пеней за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, 14 000 000 рублей налога на пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд, 6 513 158 рублей пеней за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и отказать в иске полностью, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция вынесла постановление от 30.08.2000 N 31 об обращении взыскания задолженности по платежам в бюджет на имущество ОАО "Северное управление Строительства". По состоянию на 31.08.2000 у истца имелась задолженность в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в сумме 67 093 835 рублей 40 копеек. Основанием для вынесения постановления явились не исполненные истцом требования налогового органа об уплате налогов и пеней от 05.01.2000 N 2, от 25.01.2000 N 19, от 27.03.2000 N 208, от 08.03.2000 N 255, от 02.06.2000 N 604, от 04.07.2000 N 696 и решений налогового органа о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств от 17.01.2000 N 12, от 10.02.2000 N 51, от 31.07.2000 N 151, от 25.04.2000 N 244, от 14.05.2000 N 381, от 13.07.2000 N 526. Выставленные на основании решений инкассовые поручения не исполнены в связи с отсутствием денежных средств на счетах истца.
Из материалов дела следует, что между сторонами имеется спор о порядке перерасчета пеней в связи с исполнением Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон).
Суд первой инстанции указал, что поскольку в данном случае расхождение между сторонами заключается в непризнании налоговым органом уменьшения налога на добавленную стоимость по текущим платежам 1999 года на 16 172 326 рублей, а из представленного платежного поручения от 06.01.99 N 32 следует, что зачет с федеральным бюджетом произведен по задолженности 1998 года, данная сумма зачета не уменьшает налога на добавленную стоимость по текущим платежам 1999 года, потому пени налоговым органом начислены правомерно.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "статье 8 Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ" следует читать "статье 8 Федерального закона от 31 июля 1998 N 147-ФЗ в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ"
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в этой части, указал, что отказ в сложении пеней по налогу на добавленную стоимость до неуплаченной суммы налога в данном случае противоречит статье 8 Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ, поскольку сумма пеней, подлежащая уплате в соответствии со статьей 8 Закона, не должна превышать 2 450 801 рубля, поскольку именно в таком размере осталась непогашенной недоимка по налогу на добавленную стоимость на 01.07.99 в результате произведенных истцом на эту дату расчетов с бюджетом.
Согласно Федеральному закону от 09.07.99 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.99, но не уплаченные (не взысканные) налогоплательщиками (плательщиками сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, уплачиваются (взыскиваются) с них в размерах, начисленных на 01.01.99, но не более неперечисленной суммы налога. Это ограничение в отношении сумм взыскиваемых пеней действует в период с 01.01.99 до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
После введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации сумма пеней, подлежащая уплате налогоплательщиком в связи с задолженностью по налогу на добавленную стоимость, не может превышать размера этой задолженности по состоянию на 01.01.99.
Поскольку выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах дела, противоречивы и недостаточно обоснованны, данное обстоятельство не позволяет кассационной инстанции сделать вывод о наличии или отсутствии задолженности истца по налогу на добавленную стоимость на 01.01.99, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя иск ОАО "Северное управление Строительства" о признании недействительным постановления налоговой инспекции о начислении пеней в части налога на пользователей автомобильных дорог, поступающего в территориальный дорожный фонд, указали, что данный налог законом не установлен, так как не определен срок его уплаты.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом.
В соответствии с требованиями этого Закона разработан Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, в пункте 10 которого указан срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Названный нормативный акт судом не принят во внимание.
Поскольку указанный налог является федеральным, то следует считать, что срок его уплаты установлен в надлежащем порядке. Данный вывод подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.08.2001 N КА-А40/4190-01 (в полномочия которого входит рассмотрение вопросов о соответствии принятых инструкций законодательным актам), рассматривавшего вопрос о признании недействительными пунктов 37 и 38 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Следовательно, утверждение суда о том, что законодательством не установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, неправомерно.
Однако при рассмотрении данного вопроса ни налоговой инспекцией, ни судом не учтены положения Областного закона Ленинградской области от 09.03.2000 N 6-оз "О пересчете задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам, зачисляемым в территориальный дорожный фонд Ленинградской области", которым предусмотрен пересчет пеней, зачисляемых в территориальный дорожный фонд.
При таких обстоятельствах следует признать, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для выяснения указанных выше вопросов, а соответственно и уточнения размера налогов и пеней, подлежащих взысканию на основании постановления налогового органа от 31.08.2000 N 31, на момент его вынесения.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 16.10.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8873/01 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2001 г. N А56-8873/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника