Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 августа 2005 г. N А56-35208/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Бухарцева С.Н., Кузнецовой Н.Г., при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району Санкт-Петербурга Колованова С.Г. (доверенность от 30.05.05 N 27-01-21/8), от Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области Бухарова С.В. (доверенность от 23.05.05 N НД-01/907), рассмотрев 16.08.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.05 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.05 (судьи Горбик В.М., Савицкая И.Г., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-35208/04,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области (далее - Судебный департамент) 433 449 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 09.03.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.05.05, заявление Управления фонда частично удовлетворено. С Судебного департамента взыскано 43 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Судебный департамент, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает на то, что суд на основании статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) взыскал 43 000 руб. штрафа, тогда как на момент совершения правонарушения вступил в силу и действовал Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), пунктом 3 статьи 27 которого предусмотрена ответственность за совершенное правонарушение в виде штрафа в размере 1 000 руб., указанный штраф им был уплачен.
В судебном заседании представитель Судебного департамента поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления фонда, считая их несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Судебный департамент представил в Управление фонда индивидуальные сведения по формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 за 2003 год.
В результате проведения в Судебном департаменте камеральной проверки своевременности представления, полноты и достоверности сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Управление фонда установило, что эти сведения за 2003 год представлены обществом 13.04.04 при сроке представления до 01.03.04.
По результатам камеральной проверки Управлением фонда принято решение от 07.05.04 N 05-34/360 о привлечении Судебного департамента к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 434 449 руб. штрафа.
Судебному департаменту направлено требование об уплате штрафа от 07.05.04 N 05-34/360, в связи с неисполнением которого в добровольном порядке Управление фонда обратилось с заявлением в суд.
Статьей 14 Закона N 167-ФЗ установлены основные права и обязанности страхователей, в том числе и обязанность представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 3 статье 14 Закона N 167-ФЗ страхователи - организации обязаны сообщать в территориальные органы страховщика о решении организации о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения, а об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения - в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений. Статьей 27 Закона N 167-ФЗ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений в Пенсионный фонд, в виде взыскания штрафа в размере 1 000 руб.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации и ряда законов, в том числе Закона N 27-ФЗ и Закона N 167-ФЗ. Закон N 167-ФЗ устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, а Закон N 27-ФЗ - правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, то есть Закон N 27-ФЗ является специальным по отношению к Закону N 167-ФЗ.
Следовательно, правильным является вывод суда о том, что за непредставление сведений подлежит применению ответственность, предусмотренная Законом N 27-ФЗ, устанавливающим обязанность представлять такого рода сведения.
Факт непредставления Судебным департаментом в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за 2003 год, подтверждается материалами дела.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Управление фонда правомерно привлекло Судебный департамент к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в виде 434 449 руб. штрафа на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Судом учтены смягчающие обстоятельства в соответствии со статьей 114 НК РФ и правомерно уменьшен размер штрафа.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу. Кроме того, они уже приводились Судебным департаментом в суде апелляционной инстанции и правомерно им отклонены.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Судебного департамента - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.05 по делу N А56-35208/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2005 г. N А56-35208/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника