Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 августа 2005 г. N А26-12728/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А.,
судей Изотовой С.В., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 24.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2005 по делу N А26-12728/04-14 (судья Денисова И.Б.),
установил:
Жилищно-эксплуатационный кооператив "Дружба-4" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 126 674 руб. 84 коп. расходов, связанных с предоставлением в 2002 - 2003 годах малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - субсидии) в соответствии с Федеральным законом "Об основах жилищной политики" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федерального казначейства Минфина РФ по Республике Карелия и администрация города Петрозаводска.
Решением от 21.04.2005 исковые требований удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение от 21.04.2005 отменить, в иске к Минфину РФ отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как установлено судом, Кооператив взимал в 2002 - 2003 годах с малоимущих семей и малоимущих одиноких граждан плату за жилье и коммунальные услуги с учетом субсидий, установленных Законом.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением субсидий, Кооперативу не возмещены, он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд сослался на то, что предоставление субсидий предусмотрено федеральным законодательством, а уполномоченные государственные органы не исполнили обязанность по их финансированию.
В соответствии со статьей 15 Закона и пунктом 1 Положения о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, субсидии предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.
Установив недостаточность денежных средств, выделенных городу Петрозаводску на возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий, суд вместе с тем не установил недостаточность средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. При проведении проверки использования указанных средств обнаружено, что неиспользованными остались средства в городе Костомукше и Медвежьегорском районе: в 2002 году - 77 100 тыс. руб., в 2003 году - 1 995 900 руб. , в 2004 году - 700 985 руб. (л.д. 103).
Последующее распределение органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления выделенных из федерального бюджета средств без учета фактической потребности конкретных организаций, непосредственно предоставляющих субсидии гражданам, не может служить основанием для возложения на казну Российской Федерации обязанности повторного выделения указанных средств.
Кроме того, Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 59) и "О федеральном бюджете на 2003 год" (статья 56) установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий.
Судом не установлено, что денежные средства, предусмотренные названными федеральными законами на указанные цели, выделены Республике Карелия из Фонда софинансирования социальных расходов не в полном объеме.
Таким образом, у суда отсутствовали основания для вывода о том, что уполномоченные федеральные органы не исполнили обязанность по финансированию расходов, связанных с предоставлением субсидий.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суд неправильно применил нормы материального права, что повлекло принятие неправильного решения.
Указанные расходы с учетом отсутствия спора об их размере подлежат возмещению за счет средств бюджета Республики Карелия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2005 по делу N А26-12728/04-14 отменить.
Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия за счет казны Республики Карелия в пользу жилищно-эксплуатационного кооператива "Дружба-4" 126 674 руб. 84 коп. компенсации.
В иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2005 г. N А26-12728/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника