Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 декабря 2001 г. N 3888
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Ломакина С.А. и Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2001 по делу N 3888 (судьи Шпенкова С.В., Мялкина А.В., Приходько Е.Ю.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БС Ажур" (далее - ООО "БС Ажур", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Калининграда (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 22.01.2001 N 04-188 об отказе от освобождения ООО "БС Ажур" от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость на двенадцать календарных месяцев, начиная с 01.01.2001.
Решением от 20.08.2001 иск удовлетворен. Решение налогового органа признано недействительным, а за Обществом признано право на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость с 01.01.2001.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в иске, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, оспариваемое истцом письмо от 22.01.2001 неправильно расценено судом как решение об отказе в освобождении ООО "БС Ажур" от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, поскольку налоговый орган не мог рассмотреть и не рассматривал заявление Общества по существу: в заявлении отсутствовала дата, с которой оно претендует на освобождение, а также не приложены доказательства, что Общество не занимается реализацией подакцизных товаров и подакцизного сырья. В оспариваемом письме, как считает налоговая инспекция, Обществу только разъяснено его право на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость в будущем и порядок применения статьи 145 НК РФ.
ООО "БС Ажур" и налоговая инспекция о месте и времени слушания дела извещены, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
ООО "БС Ажур" 11.01.2001 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением об освобождении на основании статьи 145 НК РФ от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость на двенадцать последовательных календарных месяцев. В подтверждение права на освобождение от уплаты налога Общество представило в налоговую инспекцию необходимые документы, в том числе декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь, ноябрь и декабрь месяцы 2000 года, а также за 4-й квартал 2000 года, согласно которым сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
Письмом от 22.04.2001 N 04-188 налоговый орган отказал ООО "БС Ажур" в удовлетворении заявления. Это письмо правильно расценено судом как решение налогового органа, принятое по заявлению Общества от 11.01.2001. В этом письме указано на рассмотрение заявления ООО "БС Ажур" с приложенными документами; перечислены нормы, на основании которых заявление не удовлетворено; высказана позиция налогового органа о возможности применения налогоплательщиками права на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, установленного статьей 145 НК РФ, только с 01.04.2001.
Оценка судом письма от 22.01.2001 как решения налогового органа об отказе соответствует и положениям пункта 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.
Иных оснований для отказа в удовлетворении заявления Обществом, в том числе указанных в кассационной жалобе: об отсутствии в заявлении даты, с которой Общество претендует на освобождение, и неприложения подателем заявления доказательств того, что Общество не занимается реализацией подакцизных товаров и подакцизного сырья - налоговый орган не выдвигал.
При рассмотрении дела суд первой инстанции признал отказ Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Калининграда освободить истца от уплаты налога противоречащим положениям статьи 145 НК РФ, и кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
Согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату подачи Обществом заявления и его рассмотрения налоговым органом) организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов (налоговым периодом на основании старой редакции статьи 163 НК РФ считался только календарный месяц) налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превысила один миллион рублей.
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Следовательно, несостоятельна ссылка налогового органа в жалобе на отсутствие в заявлении даты, с которой налогоплательщик претендует на освобождение: факт подачи заявления до 20 числа января месяца 2001 года свидетельствует о том, что Общество претендовало на освобождение с 01.01.2001.
Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам.
Как следует из пункта 5 статьи 145 НК РФ, налоговые органы в течение 10 дней обязаны провести проверку представленных документов и вынести решение о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отсутствии права на освобождение.
Оценив представленные Обществом документы, налоговый орган решением от 22.01.2001 незаконно отказал ООО "БС Ажур" в освобождении от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость на двенадцать календарных месяцев начиная с 01.01.2001.
Согласно пункту 4 статьи 145 НК РФ освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика осуществляется при выполнении ими условий, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 145 НК РФ.
Правило об освобождении не распространяется: на налогоплательщиков налоговая база которых, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса (сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг), без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов (календарных месяцев) превысила один млн. рублей; налогоплательщиков, признаваемых плательщиками акцизов в соответствии с главой 22 Кодекса; при ввозе налогоплательщиками на таможенную территорию Российской Федерации товаров, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Иных условий освобождения от обязанностей налогоплательщика статья 145 НК РФ не содержит.
Доказательства соблюдения первого условия ООО "БС Ажур" представлены, что налоговым органом не оспаривается.
Доказательства реализации Обществом подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья (при наличии таковой) - в том числе декларации по акцизам - находятся в налоговой инспекции. Отказывая в удовлетворении заявления по этому основанию, она обязана в силу статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назвать документы, подтверждающие реализацию налогоплательщиком подакцизных товаров и сырья.
Налогоплательщик, при неосуществлении реализации таких товаров и сырья, может только указать об этом в заявлении.
Однако на момент подачи Обществом заявления форма такого заявления и порядок его заполнения еще не были разработаны, поэтому налоговый орган - при наличии в том необходимости - должен был запросить необходимые сведения у налогоплательщика.
Ссылка налогового органа в решении об отказе на возможность реализации права на освобождение от обязанностей плательщиков налога на добавленную стоимость, установленного в статье 145 НК РФ, только с 01.01.2001, также является несостоятельной.
Согласно статьям 1 и 31 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" положения статьи 145 части второй НК РФ действуют с 01.01.01 и применяются к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
В данном случае ООО "БС Ажур" обратилось в налоговый орган с заявлением об освобождении его с 01.01.01 от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость 11.01.2001, то есть своевременно и после введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по мнению кассационной инстанции, суд первой инстанции обоснованно признал отказ налоговой инспекции в предоставлении ООО "БС Ажур" освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость на период с 01.01.2001 по 31.12.2001 не основанным на нормах главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и удовлетворил исковые требования Общества, в связи с чем жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2001 по делу N 3888 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Калининграда - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 г. N 3888
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника