Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 августа 2005 г. N А44-9837/04-С11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева СВ., Кирилловой И.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" Чапаевой Т.Г. (доверенность от 29.12.2004),
рассмотрев 23.08.2005 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и открытого акционерноыго общества "Северо-Западный Телеком" на решение от 31.03.2005 (судья Александров С.А.) и постановление апелляционной инстанции от 30.05.2005 (судьи Дмитриева Т.А., Деменцова И.Н., Чепрасов А.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-9837/04-С11,
установил:
Открытое акционерное общества "Северо-Западный Телеком" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к комитету труда и социальной защиты населения Новгородской области, третьему лицу - Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании 4 776 270 руб. 68 коп. неполученных доходов, возникших у истца в результате предоставления в 2001-2002 годах 50-процентной скидки по оплате услуг связи (абонентская плата за телефон) жителям Новгородской области, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Определением от 22.12.2004 к участию в деле в качестве соответчика привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Решением от 31.03.2005 иск частично удовлетворен путем взыскания 1 957 173 руб. 38 коп. с Минфина за счет казны Российской Федерации. В остальной части иска и в иске к комитету труда и социальной защиты населения Новгородской области отказано. Производство по делу в отношении Министерства труда и социального развития Российской Федерации прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.05.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить обжалуемые судебные акты и в иске к нему отказать. По мнению подателя жалобы, суд не установил в его действиях состава правонарушения, которое могло привести к причинению убытков истцу, а расходы истца должны быть возмещены из бюджета города, района, либо из федерального бюджета, но за счет средств, выделяемых Министерству труда и социального развития Российской Федерации как главному распорядителю бюджетных средств.
В кассационной жалобе ОАО "Северо-Западный Телеком" просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с неправильным применением норм права. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применен срок исковой давности.
Отзыв на кассационные жалобы не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела, в 2001 - 2002 годах ОАО "Северо-Западный Телеком" при взимании абонентской платы за телефон предоставляло 50-процентную льготу соответствующим категориям граждан.
В связи с этим у истца возникли расходы, что и послужило основанием для обращения ОАО "Северо-Западный Телеком" в арбитражный суд.
Статья 10 Федерального закона "О ветеранах" предусматривает возмещение расходов по оплате услуг за установку квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 30 Федерального закона "О связи" предприятия связи имеют право на возмещение недополученных доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи.
Суд обеих инстанций сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по оплате услуг связи, установленных Федеральным законом "О ветеранах", за счет казны Российской Федерации в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований.
Правомерной является и оценка судом первой и апелляционной инстанций доводов подателя жалобы о том, что ответчиком по настоящему делу должно являться Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Кроме того, кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании компенсации расходов по предоставлению льгот в 2001 году.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, внесение коммунальных платежей производится за истекший месяц, истец должен был узнать о нарушении своего права не по окончании финансового года, так как в течение финансового года финансовые органы должны перечислить дотации нижестоящему бюджету, а не истцу, а с момента предоставления истцом гражданину соответствующей льготы и выставления счета на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 31.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 30.05.2005 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-9837/04-С11 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2005 г. N А44-9837/04-С11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника