Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 августа 2005 г. N А44-10888/04-С5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Новгородоблгаз" Гусенкова С.В. (доверенность от 16.06.2005),
рассмотрев 23.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 24.03.2005 (судья Дегтев А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2005 (судьи Дмитриева Т.А., Александров С.А., Деменцова И.Н.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-10888/04-С5,
установил:
Открытое акционерное общество "Новгородоблгаз" (далее - ОАО "Новгородоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Новгородской области, Комитету финансов администрации Новгородской области, администрации Великого Новгорода и комитету экономики и финансов администрации Великого Новгорода о взыскании 58 975 руб. 78 коп. выпадающих доходов, образовавшихся в результате предоставления инвалидам льгот по оплате газа за период с ноября 2001 по декабрь 2003 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Определением от 19.01.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и в качестве третьего лица - муниципальное учреждение "Информационно-аналитический центр по жилищно-коммунальному хозяйству".
Решением от 24.03.2005 исковые требования ОАО "Новгородоблгаз" удовлетворены частично путем взыскания 49 146 руб. 48 коп. с Минфина за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин просит обжалуемое решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует тем, что расходы, предъявленные к взысканию, суд должен был взыскать с того ответчика, которому принадлежит жилищный фонд, где проживают льготники.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Новгородоблгаз" с ноября 2001 по декабрь 2003 года в соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50 процентов, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих в Великом Новгороде. Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, актами сверки и другими документами.
В соответствии с пунктами 2 и 18 статьи 4 этого же Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов.
Статьей 17 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлен единый федеральный минимум в части льгот по квартирной плате, а именно: инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Названным Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Статьей 55 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлен размер субсидий, направляемых на реализацию Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в сумме 11 943 650,0 тыс. руб.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. В соответствии с указанным Порядком средства фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено выделение Новгородской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 59 727,0 тыс. руб. Указанная сумма была получена Новгородской областью и перечислена муниципальным образованиям. Великому Новгороду перечислено 19 678 тыс. руб.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение Новгородской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 69 355,0 тыс. руб. За счет перераспределения бюджетных средств Новгородской области выделено 88 869 тыс. руб. Указанная сумма была получена Новгородской областью и перечислена муниципальным образованиям. Великому Новгороду перечислено 31 338 тыс. руб.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" предусмотрено выделение Новгородской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 85 300,0 тыс. руб. Указанная сумма была получена Новгородской областью и перечислена муниципальным образованиям. Великому Новгороду перечислено 33 178 тыс. руб.
Суд первой инстанции, учитывая отсутствие доказательств нецелевого использования денежных средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию Закона, пришел к правомерному выводу о том, что при отсутствии достаточного финансирования обязанность по возмещению выпадающих доходов предприятий от предоставления льгот должна быть возложена на казну Российской Федерации.
Правомерным является и отказ в иске в части взыскания суммы, составляющей размер налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, в резолютивной части решения в нарушение части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствует вывод об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении администрации Новгородской области, администрации Великого Новгорода, комитета экономики и финансов администрации Великого Новгорода, комитета финансов администрации Новгородской области.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что резолютивная часть решения от 24.03.2005 должна быть дополнена выводом об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении администрации Новгородской области, администрации Великого Новгорода, комитета экономики и финансов администрации Великого Новгорода, комитета финансов администрации Новгородской области.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2005 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-10888/04-С5 изменить, дополнив резолютивную часть решения Арбитражного суда Новгородской области от 24.03.2005 абзацем следующего содержания: "В иске к администрации Новгородской области, администрации Великого Новгорода, комитету экономики и финансов администрации Великого Новгорода, комитету финансов администрации Новгородской области отказать".
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2005 г. N А44-10888/04-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника