Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 сентября 2005 г. N А56-10927/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Связь-Транс СПб" Новиковой И.В. (доверенность от 14.01.05), от Балтийской таможни Рождественской К.В. (доверенность от 10.08.05), Григорьевой О.В. (доверенность от 01.08.05),
рассмотрев 29.08.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.05 по делу N А56-10927/2005 (судья Зотеева Л.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Связь-Транс СПб" (далее - ООО "Связь-Транс СПб", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее - таможня) от 11.02.05 N 16-08/3513 о корректировке таможенной стоимости товаров. Кроме того, заявитель просит обязать таможню возвратить 1 015 116,14 руб. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением от 29.04.05 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение от 29.04.05, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и положений Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон). Таможня считает, что у нее имелись правовые и фактические основания для корректировки таможенной стоимости ввезенных заявителем товаров по резервному методу.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, указывая на его правомерность и обоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в январе 2005 года ООО "Связь-Транс СПб" импортировало приобретенный по внешнеторговому контракту, заключенному с американской фирмой "Bitrex L.C.", товар - сополимеры пропилена для химической промышленности. В грузовой таможенной декларации N 10216080/050105/0000196 декларант указал таможенную стоимость товаров, определенную по цене сделки.
Таможня посчитала недостаточными предъявленные обществом документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, и затребовала дополнительные документы, в том числе экспортную декларацию, прайс-листы изготовителя товара, калькуляцию себестоимости товара, а также транспортные и иные документы, позволяющие определить стоимость затрат, понесенных продавцом при перевозке, погрузке, выгрузке и упаковке товара. Декларант не предъявил перечисленные документы, в связи с чем таможенный орган принял решение от 11.02.05 N 16-08/3513 о корректировке таможенной стоимости товаров по резервному методу. В целях обеспечения условного выпуска товаров заявитель дополнительно уплатил 1 015 116,14 руб. таможенных платежей.
По мнению общества, решение таможни является незаконным, а внесенная на основании этого решения на счет таможни сумма таможенных платежей (1 015 116,14 руб.) - излишне уплаченной.
Заявление общества от 03.02.05 N 03-02-05/4 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей оставлено таможней без удовлетворения, в связи с чем ООО "Связь-Транс СПб" обратилось в арбитражный суд.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 18 Закона основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных в пункте 1 названной статьи методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. В пункте 2 статьи 19 Закона приведен исчерпывающий перечень условий, исключающих применение первого метода.
Согласно статье 24 Закона в случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных в статьях 19-23 Закона методов определения таможенной стоимости либо таможенный орган аргументированно считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики, то есть по шестому (резервному) методу.
Суд установил, что в результате корректировки таможня доначислила, а общество уплатило 1 015 116,14 руб. таможенных платежей. Руководствуясь положениями статей 18-24 Закона, суд признал обоснованным использование декларантом первого метода определения таможенной стоимости товаров. Такой вывод суда обусловлен процессуальной обязанностью таможни доказать правомерность корректировки таможенной стоимости товаров на основании шестого (резервного) метода (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 15 и 16 Закона в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. В связи с этим таможня обязана опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. В связи с этим отсутствие у декларанта тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Таможней не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости истребования у общества перечисленных выше документов, поскольку из имеющейся в деле информации о ценах на аналогичный товар (листы дела 52-53) не следует, что таможенная стоимость ввезенного обществом товара занижена или завышена по сравнению с ценами на мировом рынке.
Предусмотренные статьей 16 Закона полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), 288 (часть 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.05 по делу N А56-10927/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Ветошкина |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2005 г. N А56-10927/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника