Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2005 г. N А56-7959/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
при участии от товарищества собственников жилья "Пушкинская, 10" Наруллина К.Р. (доверенность от 10.02.05 N 03), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Косьминой И.А. (доверенность от 29.12.04 N 03-04/19393),
рассмотрев 07.09.05, после объявленного 06.09.05 перерыва, в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.05 (судья Баталова Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.05 (судьи Черемошкина В.В., Петренко Т.И., Протас Н.И.) по делу N А56-7959/2005,
установил:
Товарищество собственников жилья "Пушкинская, 10" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 08.02.05 N 18-04/1802 в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату 811 458 руб. 24 коп. единого социального налога (далее - ЕСН), в том числе 616 442 руб. 87 коп. налога, 33 073 руб. 77 коп. пеней и 123 288 руб. 56 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и требований от 08.02.05 N 18/13 и 18/14 об уплате указанных сумм.
Решением суда от 14.03.05 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, ТСЖ не входит в перечень организаций, которые в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ вправе производить расходы, не подлежащие обложению ЕСН; кроме того, данная норма не подлежит расширительному толкованию.
В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ТСЖ возражал против ее удовлетворения.
В ходе судебного заседания судом кассационной инстанции был объявлен перерыв. Заседание продолжено 07.09.05 в 13 час. 55 мин.
Законность вынесенных судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией в период с 17.11.04 по 17.01.05 проведена выездная налоговая проверка ТСЖ по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты и перечисления ЕСН налогоплательщиком. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 19.01.05 N 02/18, принял решение от 08.02.05 N 18-04/1802 о доначислении ТСЖ 616 442 руб. 87 коп. ЕСН за 2001-2003 годы, начислении 33 073 руб. 77 коп. пеней и наложении 123 288 руб. 56 коп. штрафа и выставил требования от 08.02.05 N 18/13 и 18/14 об уплате начисленных сумм.
В ходе проверки инспекцией установлено занижение налоговой базы по ЕСН на суммы, выплаченные физическим лицам, поскольку ТСЖ не входит в перечень организаций, которые в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ вправе производить расходы, не подлежащие обложению ЕСН
ТСЖ не согласилось с решением и требованиями налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции признали, что ТСЖ относится к организациям, перечень которых приведен в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Основным критерием включения некоммерческой организации в этот перечень является не наименование организации, а ее организационно-правовая форма, вид фактически осуществляемой деятельности, характер выполненных для нее работ (оказанных услуг) и факт оплаты этих работ (услуг) за счет членских взносов. Поскольку ТСЖ соответствует установленным критериям, оно вправе не уплачивать ЕСН с сумм, выплаченных физическим лицам, выполнявшим работы и оказывавшим услуги для ТСЖ, за счет членских взносов.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия жилищно-строительного кооператива (товарищества), в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ в данном случае подлежат применению положения гражданского законодательства.
По пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Статьей 291 ГК РФ предусмотрено, что собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют некоммерческую организацию - товарищество собственников квартир (жилья), которое создается и действует в соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон о ТСЖ). В силу статьи 1 данного закона ТСЖ - некоммерческая организация, объединяющая домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. В силу статей 32 и 40 Закона о ТСЖ принципом организации ТСЖ является добровольное членство собственников помещений в кондоминиуме, а его имущество состоит из вступительных и иных взносов, обязательных платежей его членов.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.3 мотивировочной части постановления от 23.12.04 N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан...", (далее - Постановление N 19-П), введенное подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации изъятие из установленных его статьями 236 и 237 объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу основано на учете природы перечисленных в нем организаций, являющихся некоммерческими, не преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 "О некоммерческих организациях"), в частности потребительских кооперативов - объединений, основанных на началах членства и созданных для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных паевых взносов (пункт 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель, освободив подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ от обложения единым социальным налогом указанные в нем суммы, исходил из конституционно значимой цели создания условий для осуществления права граждан на жилище, отдых и охрану здоровья и государственной поддержки кооперативов (товариществ).
Действующим гражданским законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. В пункте 3 статьи 50 ГК РФ указано, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Таким образом, товарищества собственников жилья - это некоммерческие объединения граждан, создаваемые с целью удовлетворения личных, материальных и иных потребностей их участников путем объединения членами имущественных паевых взносов.
В письме от 13.10.03 N СА-6-05/1064@ "О едином социальном налоге" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам обращает внимание налоговых органов на обязанность при решении вопроса об освобождении от уплаты ЕСН ТСЖ в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ в каждом конкретном случае исследовать поступившие взносы на предмет их использования на цели и задачи товарищества, поступления от собственников жилья, а также расходования данных средств на выплаты в пользу лиц, выполняющих работы (услуги) для данного товарищества, подтверждая тем самым распространение действия подпункта 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ на товарищества собственников жилья.
Правильность вывода суда подтверждается и принятыми Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлениями от 15.04.03 N 19/03 и от 20.01.04 N 11281/03.
Следовательно, к указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ организациям, которые не уплачивают ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, относятся и ТСЖ, а также их ассоциации (объединения в виде некоммерческих организаций). Материалами дела подтверждается, что членами ТСЖ являются как физические лица, так и юридические лица, владельцы нежилых помещений в данном кондоминиуме, что не противоречит статьям 32, 40 Закона о ТСЖ.
Судом установлено также, что ТСЖ оплатило работы (услуги) лицам, их выполнившим, за счет сборов и взносов, которые формируют денежные средства ТСЖ, являющимися, по существу, членскими взносами.
Таким образом судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены нет.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.05 по делу N А56-7959/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2005 г. N А56-7959/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника