Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2003 г. N А05-7660/02-428/14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу войсковой части N 59075 на решение от 16.09.02 (судья Лепеха А.П.) и постановление апелляционной инстанции от 22.11.02 (судьи Сумарокова Т.Я., Бекарова Е.И., Волков Н.А.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7660/02-428/14,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с войсковой части N 59075 (далее - Войсковая часть) налоговых санкций.
Решением суда от 16.09.02 исковые требования частично удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.11.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Войсковая часть просит отменить решение и постановление суда, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Кроме того, Войсковая часть указывает на то, что она не является юридическим лицом по гражданскому законодательству.
Налоговая инспекция и Войсковая часть о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения налогового законодательства Войсковой частью. По результатам проверки вынесено постановление от 22.02.02 N 34/658 о привлечении Войсковой части к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Войсковая часть является юридическим лицом, так как она состоит на налоговом учете, имеет финансовое отделение, имеет лицевой счет в Отделении федерального казначейства по городу Северодвинску, имеет обособленное имущество, печать, участвовала в арбитражном процессе в качестве юридического лица по делу N А05-3976/01-210/11.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты вынесены по недостаточно полно исследованным обстоятельствам дела и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.98 N 1357, и Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.07.98 N 901, войсковые части не названы в качестве юридических лиц.
Письмом Главного управления военного бюджета и финансирования Генерального штаба от 28.10.99 N 315/11/4051 предложено сохранить порядок постановки на учет воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, который существовал до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации. При этом постановке на учет подлежали организации как имеющие устав и прошедшие государственную регистрацию, так и не имеющие этих документов. Таким образом, вывод суда о доказанности наличия у воинской части статуса юридического лица в связи с тем, что ответчик поставлен на учет в налоговом органе, является необоснованным.
Судебными инстанциями не истребованы документы об образовании воинской части и наделении ее имуществом, о ее положении в структуре военного округа. Исследование указанных документов является существенным для решения вопроса о наличии у Войсковой части статуса юридического лица.
Также не свидетельствует о наличии у Войсковой части статуса юридического лица ее участие в рассмотрении арбитражного дела N А05-3976/01-210/11. Данное решение не имеет преюдициального значения, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Определение статуса юридического лица не является таким обстоятельством.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Войсковая часть является юридическим лицом, не соответствует обстоятельствам дела.
Следовательно, решение и постановление суда подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При определении наличия или отсутствия статуса юридического лица у Войсковой части суду следует учесть, что в соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, а в случаях, предусмотренных данным кодексом и иными федеральными законами, образований, не имеющих статуса юридического лица. Исследовав данное обстоятельство, суду необходимо решить вопрос о возможности рассмотрения настоящего спора в арбитражном суде.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.09.02 и постановление апелляционной инстанции от 22.11.02 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7660/02-428/14 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2003 г. N А05-7660/02-428/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника