Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2003 г. N А05-7703/02-435/23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Изотовой С.В. и Сосниной О.Г.,
при участии от ОАО "Северо-Западный Телеком" Кнушевской О.Б. (доверенность от 01.11.2002 N 01-11/183), от Архангельской области в лице департамента финансов администрации Архангельской области Пономарева С.В. (доверенность от 17.12.2002 N 08/02-11/3),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Российской Федерации на решение от 23.10.2002 (судья Гуляева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 04.01.2003 (судьи Сумарокова Т.Я., Волков Н.А., Бекарова Е.И.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7703/02-435/23,
установил:
Открытое акционерное общество "Артелеком" (далее - ОАО "Артелеком") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице департамента финансов администрации Архангельской области (далее - департамент), Управлению социальной защиты населения администрации Архангельской области (далее - Управление), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Министерству труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда) о взыскании 1 922 920 руб. 02 коп. расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям гражданам льгот по оплате услуг связи согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) за период с сентября 1 по декабрь 2001 года.
Решением от 23.10.2003 исковые требования удовлетворены за счет Минтруда. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением, Минтруда обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 04.01.2003 суд апелляционной инстанции произвел процессуальное правопреемство, заменив ОАО "Артелеком" на открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - ОАО "Телеком") в связи с реорганизацией путем присоединения.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.01.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минтруда просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на то, что возмещение затрат операторам связи вследствие предоставления в соответствии с Законом льгот по оплате услуг находится в компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом податель жалобы указывает, что, начиная с 2001 года, в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций (далее - Фонд), средства которого в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование, в частности, расходов на реализацию льгот, установленных Законом. Предоставление и расходование средств Фонда осуществляется в соответствии с Порядком предоставления и расходования средств Фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно. Далее податель жалобы указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" Минфин вправе по предоставлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вносить изменения в размеры субсидий, выделяемых из Фонда в соответствии со статьей 55 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", в пределах общего объема средств, предусмотренных на эти цели бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации.
Управление, Минфин и Минтруда о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Представители ОАО "Телеком" и департамента возражали против жалобы, ссылаясь на ошибочность вывода Минтруда о том, что в Фонд входят средства на возмещение операторам связи расходов, понесенных ими в результате предоставления услуг связи отдельным категориям граждан. По их мнению, финансирование указанных расходов в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, производится за счет средств федерального бюджета, выделенных Минтруда.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция находит, что жалоба подлежит удовлетворению.
Решением, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, исковые требования ОАО "Телеком" полностью удовлетворены за счет Минтруда. Суд сослался на то, что в силу Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (далее - Правила) (действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 годы), финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда в финансовом году. Средства же Фонда, по мнению судов обеих инстанций, направляются из федерального бюджета на реализацию Закона в части обеспечения указанных в нем категорий граждан жилыми помещениями и возмещения расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а не в части возмещения расходов операторам связи.
Согласно пункту 5 Правил органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными с операторами связи договорами и на основании актов, подтверждающих объем оказанных услуг связи, производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета. Выделение из федерального бюджета средств на указанные цели производится согласно пункту 3 Правил на основании решения Минтруда о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации с учетом бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что 29.05.2001 между истцом и Управлением заключен договор, согласно которому Управление обязалось производить перечисление истцу средств в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета. В материалах дела имеются акты сверок, подтверждающих объем оказанных услуг связи с предоставлением льгот, предусмотренных Законом. Суду следовало проверить, как Управление исполняло свои обязательства. Так, надлежало проверить, направляло ли Управление в 2001 - 2002 годах Минтруда согласно Правилам бюджетную заявку на выделение указанных расходов и в каком объеме; в каких размерах были выделены эти средства, как они распределены.
Вывод суда о том, что согласно Правилам упомянутые средства направляются через Минтруда, ошибочен. В соответствии с пунктом 4 Правил Минтруда оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Минфин.
Таким образом, перечисление упомянутых средств органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится из федерального бюджета через органы федерального казначейства.
Суд установил, что Фонд, выделенный в 2001 году Архангельской области, составил 140 935 000 руб., средства которого предназначены на реализацию Закона. Выводы о том, что в 2001 году средства на возмещение расходов операторам связи Архангельской области не выделались и что в Фонд не входят средства на возмещение расходов операторам связи, суд не обосновал.
Как следует из материалов дела, платежными поручениями от 09.02.2001 N 395, от 14.02.2001 N 467, от 15.03.2001 N 878, от 11.04.2001 N 312, от 11.05.2001 N 770, от 09.06.2001 N 191, от 12.07.2001 N 574, от 21.08.2001 N 249, от 23.10.2001 N 157, от 18.12.2001 N 921 (л.д. 34 - 43, т. 2) истцу перечислены за счет субсидий федерального бюджета на возмещение расходов в 2001 году, связанных с реализацией Закона, соответственно 90 000 руб., 45 000 руб., 508 000 руб., 214 700 руб., 214 700 руб., 214 700 руб., 214 700 руб., 214 700 руб., 857 600 руб., 1 963 900 руб. всего 4 538 000 руб.
Предъявляя требование о взыскании понесенных 1 922 920 руб. расходов, ОАО "Телеком" указало, что предоставило инвалидам льготы по оплате услуг связи в 2001 году на сумму 5 822 095 руб. 28 коп. Однако из указанных сумм остаются невозмещенными 1 284 095 руб. 28 коп. расходов. Таким образом, суду также следует уточнить сумму расходов истца на предоставление льгот в 2001 году, в каком объеме расходы возмещены.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.10.2002 и постановление апелляционной инстанции от 04.01.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7703/02-435/23 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2003 г. N А05-7703/02-435/23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника