Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2005 г. N А42-13257/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Казанцевой Р.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от фонда Кондратьевой З.В. (доверенность от 28.02.2005 N 15),
рассмотрев 07.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2005 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2005 (судьи Черемошкина В.В., Петренко Т.И., Протас Н.И.) по делу N А42-13257/04,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования "Кольский район" (далее - Администрация) 14 293 342 руб., из которых 11 647 610 руб. - недоимка по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001-2003 годы и 2 645 732 руб. - пени за нарушение срока перечисления платежей, исчисленные с 26.01.2001 по 31.12.2003.
В ходе рассмотрения дела Фонд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с продлением периода начисления пеней и возрастанием недоимки увеличил размер требований и просил взыскать 16 059 508 руб., из которых 11 647 610 руб. - недоимка по страховым взносам за 2001-2003 годы и 4 411 898 руб. - пени за просрочку уплаты взносов, исчисленные с 26.01.2001 по 01.12.2004.
Решением от 16.03.2005 Фонду в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2005 решение от 16.03.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить исковые требования.
Податель жалобы ссылается на следующее: суд при принятии постановления применил не подлежащий применению закон; выводы суда ничем не подтверждены; решение арбитражного суда в части взыскания пеней недостаточно обоснованно и принято с нарушением норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Фонда подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку своевременности и полноты перечисления Администрацией страховых взносов обязательного медицинского страхования неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.
По результатам проверки составлен акт от 11.06.2004 N 1, не подписанный Администрацией в связи с наличием разногласий, которые не приняты Фондом.
Из акта проверки следует, что задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за 2001-2003 годы составляет 11 647 610 руб.
По результатам проверки Фонд принял решение от 08.07.2004 N 1, в соответствии с которым предложил Администрации уплатить 11 647 610 руб. недоимки по страховым взносам и 2 645 732 руб. пеней за период с 26.01.2001 по 31.12.2003. Требование об уплате названных сумм в течение десяти дней получено Администрацией 16.07.2004.
В связи с неуплатой Администрацией недоимки по страховым взносам и пеней Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суд обоснованно и законно отказал в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьями 2 и 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) плательщиком страховых взносов в Фонд на обязательное медицинское страхование за неработающее население муниципального образования "Кольский район" является Администрация; платежи осуществляются за счет средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2005 г. в установочной части настоящего постановления исправлена описка: вместо "пункта 3 Закона N 1499-1" следует читать "статьи 2 Закона N 1499-1"
Во исполнение пункта 3 Закона N 1499-1 в период 2001-2003 годов были заключены договоры обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 01.06.1997 N 1-0150 и от 28.02.2002 N 31-567 (далее - договоры).
По условиям договоров Администрация приняла на себя обязательства осуществлять платежи в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 (далее - Положение) и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 (далее - Инструкция)
Согласно пунктам 3, 5, 7 Положения и пунктам 13, 20 Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляются ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что размер страховых взносов неработающего населения, подлежащих перечислению в Фонд, предусматривается в бюджете и не может его превышать.
Суд исследовал бюджеты на 2001-2003 годы и пришел к выводу, что задолженность по страховым взносам неработающего населения за 2001 год составила - 26,5 тыс. руб., за 2002 год - 24 тыс. руб., а всего - 50,5 тыс. руб.
Не оспаривая правильность начисления Фондом сумм недоимки по страховым взносам и пеней, суд правомерно не нашел оснований для их взыскания.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением. Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения Администрация является плательщиком страховых взносов неработающего населения.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
На плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства (пункт 8 Положения).
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Пунктами 3 и 11 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании налога и пеней может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Суд установил, что Администрация в соответствии с требованиями пункта 37 Инструкции ежеквартально в течение спорного периода представляла в Фонд расчетные ведомости по платежам обязательного медицинского страхования неработающего населения.
С заявлением о взыскании недоимки и пеней Фонд обратился в арбитражный суд 05.11.2004, то есть по истечении установленного срока.
Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
Следует также отметить, что суды пришли к правильному выводу о том, что у Фонда отсутствовали основания для продления срока для взыскания недоимки и пеней, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствие у Фонда в течение 2001-2003 годов надлежащего контроля за своевременностью и правильностью уплаты Администрацией страховых взносов не является основанием для продления срока.
Кроме того, как правильно указали суды, отсутствие вины Администрации в неисполнении обязательства, предусмотренного договорами, является основанием для применения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что на протяжении спорного периода Администрация неоднократно обращалась в губернатору Мурманской области, в департамент финансов Мурманской области с целью получения дополнительной финансовой помощи и беспроцентных ссуд, в том числе и для погашения задолженности по платежам в Фонд.
Начисление Фондом страховых взносов в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования не основано ни на Законе N 1499-1, ни на Положении, ни на Инструкции, ни на договорах.
При таких обстоятельствах следует признать, что основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2005 по делу N А42-13257/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2005 г. N А42-13257/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2005 г. в настоящем постановлении исправлена описка