Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 сентября 2005 г. N А56-12783/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Чертилиной З.А.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Колесниченко Г.Б. (доверенность от 03.08.2005),
рассмотрев 30.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2005 по делу N А56-12783/2005 (судья Муха Т.В.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "РусскоБалт" (далее - предприятие) в связи с грубым нарушением законодательства о государственной регистрации.
Решением суда от 04.05.2005 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить названное решение как вынесенное с неправильным применением норм материального права. Податель жалобы считает, что в связи с сообщением регистрирующему органу недостоверных сведений о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа юридическое лицо подлежит ликвидации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что предприятие было зарегистрировано в качестве юридического лица решением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга от 19.03.2004 (основной государственный регистрационный номер 1047800017495).
Предприятие направило 18.03.2004 в налоговую инспекцию заявление о государственной регистрации юридического лица, при создании в качестве места нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа указав адрес: Санкт-Петербург, улица Уральская, дом 9.
Налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки установила недостоверность сведений, указанных предприятием.
В связи с этим налоговый орган, руководствуясь статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 12, 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", обратился в арбитражный суд с заявлением о ликвидации предприятия.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица в этом случае может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
По мнению кассационной инстанции, суд пришел к правильному выводу об отсутствии грубых нарушений законодательства со стороны предприятия при его создании.
Суд первой и апелляционной инстанций правильно установил обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку.
При таком положении основания для удовлетворения заявления налоговой инспекции отсутствовали.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2005 по делу N А56-12783/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 сентября 2005 г. N А56-12783/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника